(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Что такое клаттеринг и как его исправить?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 8 декабря 2024. Записаться>>

Что такое клаттеринг и как его исправить?
Клаттеринг – это расстройство темпа и ритма речи. Название происходит от английского глагола clutter, имеющего значение «невнятно говорить». Для клаттеринговой речи характерны неустойчивый ритм, ускоренный темп, бедная артикуляция. Из-за отсутствия плавности речи, человека, у которого наблюдается данная коммуникативная проблема, даже его близкие понимают с трудом.

В отечественной логопедии исследований клаттеринга пока проведено мало, до недавнего времени его рассматривали в составе неврозоподобного заикания или спотыкания. Серьезное широкое изучение клаттеринга, как отдельного речевого нарушения началось лишь в последнее время. Несмотря на то, что в зарубежной логопедии клаттеринг исследуется с 1960-х годов, это явление считается малоизученным и является предметом международных научных проектов.

Причины и формы нарушения

Клаттеринг чаще всего диагностируется у мальчиков в возрасте 7–8 лет, иногда у нескольких поколений одной семьи. Это позволило одному из первых исследователей, профессору Десо Вейсу, выделить генетически обусловленные первичные формы нарушения. Более поздние исследования показали, что расстройство является симптомом синдрома ломкой X-хромосомы.

Вторичные формы проявляются при неврологических заболеваниях и синдромах, как-то:

  • дрожательный паралич,
  • хорея,
  • энцефалит,
  • олигофрения,
  • псевдобульбарный синдром и пр.

Специалисты выделяют два основных типа клаттеринга – сенсорный и моторный. Для первого типа характерны:

  • ускоренный темп речи;
  • перестановка звуков и слогов;
  • у младших дошкольников диагностируется задержка речевого развития, у школьников – дисграфия, дислексия.

Читайте также: Как работает нейропсихолог с детьми?

При моторном клаттеринге наблюдаются:

  • неплавная речь;
  • отсутствие слухового контроля речи;
  • затруднения при подборе слов;
  • растягивание гласных звуков;
  • речь постоянно прерывается восклицаниями.

Клаттеринг может встречаться как в чистом виде, так и в сочетании с заиканием или с неврозоподобным заиканием.

Чем отличается клаттеринг от заикания? Человек с клаттерингом не может в момент речи определить на слух, правильно он говорит или нет, поэтому и дети, и взрослые не осознают свое речевое расстройство, что затрудняет диагностику. Клаттеринг часто ошибочно расценивается как заикание или речь в состоянии волнения.

Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)

Перейти в бота

При клаттеринге нет:

  • судорог мышц, участвующих в разговоре;
  • страха перед разговором;
  • интонационных и двигательных уловок.

Исследователи выделяют у детей и взрослых следующие симптомы:

  • стремительный мысленный поток;
  • слишком быстрый, непостоянный речевой темп;
  • «проглатывание» окончаний слов;
  • коверканье, пропуск или перестановка слогов или отдельных звуков;
  • паузы между словами слишком маленькие или почти отсутствуют;
  • частые остановки посреди фразы, буквально слова опережают мысли;
  • привычка постоянно прерывать собеседника;
  • непроизвольные повторы слов и фраз;
  • речевые эмболы: слова типа «ммм», «эээ»;
  • мыслительные процессы остаются в пределах нормы, но нередко возникают сложности;
  • непонимание или неосознание, что его артикуляция непонятна окружающим, невозможность критично оценить ее качество;
  • есть существенные трудности при просьбе собеседника говорить помедленнее;
  • в момент говорения мысли и слова воспроизводятся в искаженном виде или порядке, а не так, как планирует говорящий;
  • нарушения двигательной, зрительной, слухоречевой памяти;
  • сложность в длительном удерживании внимания во время чтения или беседы;
  • неразборчивый почерк, ошибки при печатании слов в электронных сообщениях и текстах.

Качество речи заметно улучшается, когда человек находится в четкой выстроенной коммуникативной ситуации и может управлять ею, например, если его выступление снимают на видеокамеру. В спонтанной коммуникативной ситуации, когда человек разговаривает без подготовки, его речь неразборчива, ее сложно понять. Тем не менее, и взрослые, и дети с данным нарушением очень общительны, так как некритично относятся к собственной речи.

Опасен ли клаттеринг?

Клаттеринг является чисто коммуникативным нарушением и негативно влияет на качество общения с окружающими, успешность в обучении, выбор профессии. Например, из-за того, что речь малыша понимают только родители, он может стать «чужим» среди сверстников. Отсутствие слухового контроля и ошибки артикуляции ведут к плохой успеваемости в школе, что влечет за собой снижение самооценки у ребенка, его непопулярность в коллективе. Для взрослых клаттеринг означает резкое сужение круга профессий, которыми они могут заниматься, определенные сложности в общении.

Диагностика и коррекция

Диагноз клаттеринг может поставить только логопед, но из-за недостаточной изученности данное нарушение ошибочно смешивают с заиканием. Как правило, обследование состоит из нескольких этапов:

  • консультации специалистов – логопеда, невролога, психолога, педиатра;
  • ЭЭГ, МРТ головного мозга;
  • исследование речи – оценка темпа, ритма, артикуляции, освоенности грамматики родного языка, слухоречевой памяти и других аспектов речевого акта;
  • оценка психических особенностей с целью исключения СДВГ и недостатка интеллекта.

Читайте также: Что делать, если ребенок начал заикаться

Для исключения заикания используется методика Дали, где с помощью набора утверждений оцениваются:

  • прагматический аспект речи;
  • моторика речевых органов;
  • особенности почерка и согласованности движений;
  • овладение родным языком и познавательная деятельность.

Чем больше итоговая сумма баллов, тем «чище» форма коммуникативного нарушения.

Коррекционная работа ведется логопедом по нескольким направлениям:

  • замедление темпа речи методом отраженного или сопряженного повторения;
  • улучшение выразительности и эмоциональности речи;
  • логопедическая ритмика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • постановка и коррекция звуков;
  • обучение построению понятного и последовательного высказывания;
  • отработка плавного речевого выдоха.

Если нарушение выявлено достаточно рано, то речевой прогноз в целом, благоприятный. Профилактика возможна только для вторичных форм клаттеринга. Поскольку клаттеринг мало изучен, список его проявлений и методов диагностики, коррекции может быть дополнен после проведения новых исследований.

Дата публикации: 20.08.2018. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных