Заучивание скороговорок — мнемотаблицы Вам в помощь!
Чистая грамотная речь у ребенка — залог его успешного будущего. Отсутствие речевых проблем обеспечит и хорошую учебу, и возможность активного налаживания социальных контактов.
К сожалению, у современных детей все чаще встречаются нарушения речевого развития. Для любых их видов важна работа над произносительной стороной. Занятия по постановке правильного произношения звуков заключается в развитии артикуляционного аппарата, внимания к собственной речи и обращенной.
В логопедических занятиях по развитию речи широко используются скороговорки и чистоговорки.
Зачем Карл украл кораллы?
Скороговорка — это недлинная фраза, составленная из слов с часто повторяющимися звуками, вызывающими трудность при произношении. Как правило, одна скороговорка «отрабатывает» произношение какого-либо одного звука или его сочетаний.
Существуют скороговорки, созданные народом, известные практически всем с самого детства — и про Карла с Кларой, и про Сашу, которая с сушками шла по шоссе, и про кукушонка… А есть и скороговорки, составленные логопедами, специально для работы над развитием чистой речи у детей и взрослых.
Достоинства таких упражнений в логопедической практике очевидны:
- в первую очередь они помогают успешно добиться цели — развить артикуляционный аппарат, сделать речь понятной и чёткой,
- формируют критическое отношение к собственной речи, внимательное проговаривание окончаний слов, выдерживание единого ритма;
- развитие внимания к собеседнику. Прослушивая скороговорку, произнесенную педагогом или товарищем, нужно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить;
- Улучшение памяти. «Сложную» фразу и запомнить труднее.
Ну и помимо всего прочего, разучивать скороговорки — это очень увлекательно и весело.
Читайте также: Ребенок не говорит «мама». Как научить?
Мнемотехники — детям
Педагогам хорошо известно, что у детей дошкольного и раннего школьного возраста преобладает непроизвольная память. Намного легче им удается воспринять и запомнить не абстракции, а события и образы, связанные с понятными детскому опыту вещами. Именно поэтому так трудно заучиваются иногда народные сказки или фольклорные чистоговорки.
На помощь приходят мнемотаблицы. При этом понятные детям картинки — это не только простая «подсказка» для памяти. В основе метода лежит процесс наглядного моделирования. Дети должна передать абстрактное понятие в наглядном, образном виде, изобразить его схематически (или обсудить его изображение) и воспроизвести информацию, опираясь на последовательно расположенные схематические изображения.
Основные достоинства мнемотаблиц демонстрируют:
- Наглядность.
- Последовательность.
Благодаря такому «подспорью» дети с легкостью запоминают нужную информацию, учатся выстраивать связный текст, развивают внимание и память.
Работа с мнемотаблицами способствует:
- Развитию зрительной памяти.
- Формированию абстрактного мышления.
- Умению анализировать, проводить аналогии и выделять важные признаки.
- Развитию наблюдательности, воображения.
- В случае самостоятельного создания таблицы — стимулированию мелкой моторики.
Сама мнемотаблица представляет собой схематическое изображение каких-либо слов, понятий или действий, выстроенных в определенном порядке. Глядя на схемы-изображения, ребенок воспроизводит необходимое высказывание.
Как учить скороговорки используя мнемотаблицы
Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим образом:
- Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.
- Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.
- Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.
- Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.
- Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя.
- На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом.
- Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации.
Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Важно, чтобы процесс создания такой таблицы был совместным, с активным участием ребенка.
Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать. Лучше, если образы будут предложены в ходе обсуждения самим ребенком и зарисованы тоже им.
Например, составим таблицу для чистоговорки «У Пашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки, на ромашке — букашка.» Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить?
- В самом начале говорится о Пашке — значит, изображаем человечка. У Пашки есть рубашка, значит в следующем окошке таблицы будет нарисована именно она.
- Следующая строчка таблицы — вторая часть скороговорки. В первом окошке — рубашка, во втором рисуем карманы («на рубашке кармашки»).
- Третья строка — «на кармашках ромашки». Соответственно, в одном окне изображаем карманы, в другом рисуем цветы.
- Четвертая строка — изображение ромашки и небольшого жучка (букашки).
Дети довольно быстро схватывают принцип составления мнемотаблиц. При объяснении педагог сначала помогает им, ориентируя на основные признаки предмета или понятия и задавая наводящие вопросы.
Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4
Активно используя мнемотехнику, ребенок сможет развить речь, научиться строить рассказ, учить стихи и песенки. Не игнорируйте такой способ развития памяти и мышления. Кроме того, он сможет оказать детям большую помощь при обучении в школе.
Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.