Занятия с психологом для детей 4-5 лет
Возраст 4-5 лет часто называют периодом затишья: кризис 2-3 лет уже миновал, а подготовка к школе еще не началась. Но это не значит, что родителям можно выдохнуть и расслабиться на пару лет. У детей в этом возрасте формируется характер, закрепляются черты личности, появляются моральные убеждения и т.д. Ребенок впервые начинает осознавать себя как личность, идентифицирует свою половую принадлежность и т. д.
Когда родители не знают особенности детской психики, то не могут правильно выстроить свое поведение и взаимоотношения в семье. Начинаются крики, истерики, жесткие и бессмысленные наказания, которые сменяются задабриванием и жалостью, и так по кругу. В итоге ребенок замыкается, становится скрытным, делает все назло, утрачивает доверие к маме и папе, а те, в свою очередь, испытывают чувство вины и беспомощности, усталости.
Читайте также: Ребенок психует и плачет в 3, 4, 5 лет
Особенности психики детей в 4-5 лет
Некоторые люди отмахиваются от помощи профессионального психолога. Нередко можно услышать фразы типа: «Мой ребенок не сумасшедший», «У меня трое детей, я все знаю».
Ошибки в воспитании совершают даже опытные родители, просто они об этом не знают и продолжают травмировать психику детей. Большинство психологических проблем у детей 4-5 лет действительно вызвано ошибками в поведении родителей и неправильным подходом к воспитанию. Всё ли вы делаете правильно?
- Выражение «носится, как электровеник» – это про дошкольников. Они остро нуждаются в постоянном движении – подвижные игры, танцы, эстафетные игры и т. д. Если родители не находят разумного двигательного режима для своего чада, если они ограничивают его движение, то ребенок становится непослушным, постоянно капризничает.
- В 4-5 лет необходимо усиленно заниматься развитием сенсорно-моторной сферы, тесно связанной с речевой и интеллектуальной, то есть нужно дать органам чувств как можно больше новых впечатлений. Многие родители делают большую ошибку, пытаясь научить четырехлетнего карапуза чтению или счету.
- В этом возрасте дети стремятся к постоянному активному общению с ровесниками, быть в коллективе. Появляются друзья, обычно это дети того же пола. Ребенок учится выстраивать партнерские взаимоотношения и играть по определенным правилам. У малыша появляется своя самостоятельная жизнь вне семьи, поэтому лучше отдать его в детский сад.
- Дети любят сотрудничать с взрослыми, охотно помогают в различных бытовых делах и стараются проявить себя полноценными участниками общения. Обычно это выражается в многочисленных вопросах, попытках рассуждения. Здесь родителям стоит набраться терпения и принять ребенка в беседу. Если вы будете общаться именно на равных, относиться серьезно и уважительно к его словам, то сможете, во-первых, завоевать уважение и доверие, во-вторых, направить любознательность в нужное русло.
- Ребенок в 4-5 лет стремится к самостоятельности, ведь он может сам себя обслуживать и хочет расширить поле своей деятельности. С другой стороны, он желает заявить о своих желаниях и правах, установить свои правила игры. Здесь нужно четко обозначить ребенку пределы дозволенного, установить систему правил и запретов, а также дать ему посильные обязанности и тщательно контролировать их выполнение, иначе вас ждут годы истерик. Здесь важно, чтобы все взрослые, которые участвуют в воспитании ребенка, были едины и последовательны в своих требованиях.
- Родители пятилетних малышей нередко жалуются, что ребенок перестал слушаться, а после наказания ведет себя еще хуже. Ремень и угол – не выход, в этом случае необходимо вместе с ребенком проанализировать ситуацию, чтобы он увидел необходимость правила или требования, нашел другое решение и получил подтверждение правильности сделанного мнения от кого-то, кто является для него авторитетом.
- Следующая особенность возраста – четкое дифференцирование своего пола и естественное любопытство к другому полу. Именно в 4-5 лет мальчики мечтают жениться на маме, когда вырастут, а девочки хотят выйти замуж за папу, ведь родители представляются им идеалом. На этой почве часто возникает нездоровая ревность любимого родителя к остальным членам семьи. Родители в этот момент обязаны провести четкую линию между взрослыми и детьми.
- Внимание в 4-5 лет становится более устойчивым и ребенок уже способен воспринимать правила как необходимость, поэтому настольных и подвижных игр с правилами и иерархией должно быть как можно больше.
- Многие родители постоянно хвалят ребенка, полагая, что этого достаточно для высокой самооценки. На самом деле, важны не столько слова, сколько реальные поступки. Ребенок должен чувствовать себя сильным, самостоятельным, человеком, который отличается какими-то уникальными способностями, у него должно оставаться ощущение, что без его помощи вы бы не справились.
Мы перечислили только основные моменты, упустив которые в 4-5 лет, вы получите в будущем маленького «вождя краснокожих», ведь недостатки воспитания быстро перерастают в самые негативные черты характера.
Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?
Зачем детям 4-5 лет нужны занятия с психологом?
Психолог строит занятия по принципу игрового и творческого направления, поскольку они являются ведущими в этом возрасте. Благодаря этому малыш находится в комфортных условиях, что способствует самовыражению. Также с их помощью психолог точно выявляет существующие трудности.
Регулярные занятия научат ребенка:
- принимать себя и других людей;
- контролировать свои поступки и осознавать ответственность;
- излагать свои мысли,
- соблюдать установленные правила и не переходить пределы дозволенного;
- выстраивать позитивные и уважительные партнерские отношения;
- понимать и выражать свои чувства;
- понимать чувства и желания других людей;
- различать «хорошо»/«плохо», «хочу»/«надо» и т. д.
- безболезненно отделять себя от родителе,;
- взаимодействовать с группой детей и её руководителем.
Занимаясь с психологом, ребенок повысит самооценку, получит положительный опыт общения с окружающими и работы в команде, обретет уверенность в себе.
Занятия с детьми 4-5 лет строятся на таких условиях:
- Обязательный элемент – теплая дружеская атмосфера, которая позволяет ребенку максимально расслабиться и способствует проявлению его личностных черт разными способами.
- Частая смена видов игровых элементов деятельности – разминка, психодрама, пальчиковые, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Творчество используется для развития личности ребенка, посредством арт-терапии, которая включает рисование, лепку, аппликацию, музыку и т. д.
- Часть занятий проводится в группе, чтобы ребенок приобрел опыт положительного взаимодействия с детьми и научился соблюдению простых правил.
В регулярных занятиях с психологом особенно нуждаются дети, которые не посещают детский садик или с трудом выстраивают отношения со сверстниками и взрослыми, а также те ребята, которые перенесли сильный стресс.
Перед началом занятий необходимо прийти на консультацию, чтобы психолог мог выявить проблемное поле и заранее выбрать наиболее подходящую программу занятий. Желательно, чтобы на консультацию пришли все члены семьи, и психолог смог побеседовать с каждым.
Дата публикации: 10.08.2017. Последнее изменение: 28.08.2023.