Влияние метода Томатис на концентрацию внимания и успеваемость
Метод Томатис — аудиовокальная тренировка, разработанная французским отоларингологом и исследователем Альфредом Томатисом в середине XX века. Основой метода является идея о том, что слух — это не только физиологическая способность воспринимать звуки, но и активный процесс, напрямую связанный с когнитивными, речевыми и эмоциональными функциями. На протяжении последних десятилетий метод активно применяется в разных странах, включая Россию, где он особенно востребован среди специалистов, работающих с детьми с нарушениями внимания, речевого развития, а также с трудностями в обучении.
Однако несмотря на широкое использование, особенно в логопедической и нейропсихологической практике, метод вызывает определённые споры в научном сообществе. Важно подходить к оценке его эффективности через призму современных представлений о развитии высших психических функций, соблюдая при этом профессиональные стандарты и этические нормы, установленные для деятельности нейропсихолога в Российской Федерации.
Теоретические основания метода Томатис
Метод основывается на трёх основных положениях, сформулированных Альфредом Томатисом:
- Голос содержит только те звуки, которые способен воспринимать слух.
- Если слух меняется, голос также изменяется.
- Длительное аудиовокальное воздействие может устойчиво изменить слуховое восприятие, а следовательно, и голос, и поведение.
Томатис полагал, что ухо — это не только орган слуха, но и орган баланса и даже «мотор внимания». Он связывал плохую концентрацию внимания, речевые трудности, нарушение учебной мотивации с функциональной дисфункцией слухового восприятия, особенно в аспекте способности различать и обрабатывать речевые сигналы.
Метод включает в себя прослушивание специально отфильтрованной музыки, чаще всего произведений Моцарта, григорианских хоралов и материнского голоса. Музыка подается через особое устройство — электронное ухо (или «ушной тренажер»), которое изменяет параметры звука: частотные характеристики, ритмику, громкость и направленность. Главной задачей является стимуляция среднего уха и активация слуховых и когнитивных центров мозга.
Влияние на концентрацию внимания
С точки зрения нейропсихологии, внимание — это не единичная функция, а сложная система регуляторных процессов, в которую входят:
- произвольное внимание (лобные доли),
- сенсорное внимание (теменно-височные отделы),
- система ориентировочно-исследовательской активности (ствол и ретикулярная формация).
Метод Томатис может влиять на состояние внимания через активацию ретикулярной формации ствола мозга, которая, как известно, играет центральную роль в обеспечении бодрствования, тонуса и уровня активации коры головного мозга. Прослушивание отфильтрованных звуков, чередование «высокочастотного» и «низкочастотного» режима может стимулировать переключение внимания, улучшать уровень сенсорной готовности, а также снижать проявления гиперактивности.
В практической деятельности нейропсихолога в России, особенно при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), наблюдается умеренно выраженный положительный эффект от применения метода Томатис в составе комплексной коррекционной программы. Улучшения могут проявляться в следующих аспектах:
- увеличение времени устойчивого внимания при выполнении заданий;
- снижение импульсивных реакций;
- улучшение пространственной и слуховой памяти;
- повышение уровня учебной мотивации.
Важно отметить, что подобные эффекты, как правило, наблюдаются при условии многократного и систематического воздействия, а также в сочетании с другими методами: когнитивными тренировками, поведенческой терапией, логопедической работой и медикаментозной поддержкой (при наличии медицинских показаний).
Воздействие на учебную успеваемость
Успеваемость учащегося — комплексный показатель, зависящий от когнитивных способностей, эмоциональной стабильности, мотивации, а также от социальных и семейных факторов. Влияние метода Томатис на данный параметр может быть косвенным, но всё же значимым.
Через улучшение процессов восприятия и переработки слуховой информации, особенно у детей с ФФН (фонетико-фонематическим недоразвитием), алалией, дислексией и задержкой психоречевого развития, наблюдается усиление школьной включенности. Ребёнок начинает:
- быстрее воспринимать устную речь учителя;
- лучше различать звуки, что влияет на качество письма и чтения;
- увереннее выполнять инструкции;
- адекватнее реагировать на голосовые сигналы;
- демонстрировать меньшую утомляемость.
Таким образом, метод Томатис может стать поддерживающим инструментом в контексте коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до Записаться>>
Профессиональные и этические стандарты работы нейропсихолога
В России деятельность нейропсихолога регулируется нормативными актами, включая:
- Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
- Этический кодекс психолога РФ;
- Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» и «Психолог (в том числе нейропсихолог)».
Согласно этим документам, нейропсихолог обязан:
- использовать только валидные, надежные и научно обоснованные методы;
- информировать клиента о целях и предполагаемых эффектах любого вмешательства;
- избегать навязывания услуг сомнительного качества;
- работать в рамках компетенций, опираясь на данные анамнеза, нейропсихологической диагностики и консилиумной оценки.
Поскольку метод Томатис пока не включён в перечень обязательных компонентов государственных программ коррекционной помощи, его использование должно быть строго добровольным, с обязательным получением информированного согласия со стороны родителей или законных представителей ребёнка.
Кроме того, нейропсихолог, работающий с данным методом, должен обладать соответствующим образованием, лицензией и пройти сертифицированное обучение по методике Томатис.
Заключение
Метод Томатис представляет собой интересный и перспективный инструмент нейросенсорной стимуляции, способный оказывать умеренное позитивное влияние на концентрацию внимания и учебную успеваемость детей при ряде когнитивных и речевых нарушений. Однако его эффективность наиболее выражена в составе комплексной, междисциплинарной коррекционной программы, с обязательным участием логопеда, дефектолога, невролога и психотерапевта.
Метод Томатис может рассматриваться не как панацея, а как поддерживающее звено в цепочке нейропсихологической помощи, направленной на гармонизацию когнитивного развития и раскрытие потенциала каждого ребенка.
Дата создания: 07.04.2025 Последнее изменение: 07.04.2025