Улучшение концентрации и внимания у детей с помощью метода Томатис
Развитие способности к концентрации и устойчивому вниманию является одной из ключевых задач в работе нейропсихолога, особенно при сопровождении детей с трудностями обучения, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания (СДВГ) и нарушениями развития. Один из инструментов, который в последние годы получил всё большее распространение в нейропсихологической практике — метод Томатис (Tomatis® Method), или аудиовокальная стимуляция. Рассмотрим, как данный метод может быть использован в рамках российской модели нейропсихологической помощи.
Основы метода Томатис
Метод Томатис был разработан французским отоларингологом Альфредом Томатисом в середине XX века. Основная идея заключается в использовании специально обработанной музыки (преимущественно произведений Моцарта, Грегорианского пения и голоса матери), изменённой по частотным и темпоральным параметрам, с целью стимуляции слухового анализатора и, опосредованно, корковых и подкорковых структур мозга. Аудиостимуляция происходит через специальные устройства — электронные уши, которые модулируют звук, в том числе через костную проводимость.
Согласно концепции Томатиса, у многих детей с трудностями концентрации и внимания нарушено сенсорное восприятие — в частности, слуховое восприятие. Метод направлен на «тренировку» слуха, усиление латерализации, нормализацию уровня активации центральной нервной системы.
Нейропсихологический взгляд на метод
С точки зрения отечественной нейропсихологии, в частности в контексте теории системной организации мозговой деятельности А.Р. Лурии, внимание и саморегуляция являются функциями, в основе которых лежит слаженная работа коры лобных отделов, стволовых структур, а также механизмов активации и контроля. Нарушения внимания могут быть следствием как незрелости регуляторных механизмов, так и нарушенной сенсорной интеграции.
Аудиостимуляция в методе Томатис может быть рассмотрена как способ модулирования уровня активации ЦНС, улучшения связей между лимбической системой и лобной корой. Особенно эффективным этот метод может быть при гипофункции активирующих структур — типичной для детей с СДВГ, задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра. Стимуляция частотного спектра, схожего с голосом матери, дополнительно активирует эмоциональные центры мозга, включая гиппокамп и миндалевидное тело, что способствует снижению тревожности, улучшению мотивации и регуляции поведения.
Таким образом, метод Томатис может использоваться как один из инструментов нейропсихологической коррекции, направленный на:
- улучшение произвольной и избирательной концентрации;
- формирование навыков саморегуляции;
- снижение гиперактивности;
- повышение сенсорной интеграции.
Психологические и этические аспекты применения метода в России
Согласно «Профессиональному стандарту специалиста в области клинической (медицинской) психологии» (утв. Приказом Минтруда РФ № 411н от 24.07.2015), а также стандартам оказания психологической помощи в образовательных и медицинских учреждениях, нейропсихолог обязан использовать научно обоснованные, безопасные и этически корректные методы.
Метод Томатис в России не относится к методам с высоким уровнем доказательной эффективности, подтверждённой крупными мета-анализами. Однако он может применяться как дополнительный метод в составе комплексной программы коррекции, если соблюдены следующие условия:
- Информированное согласие родителей/законных представителей, с обязательным разъяснением характера процедуры, ожидаемого эффекта, а также возможных ограничений.
- Комплексная нейропсихологическая диагностика, подтверждающая наличие трудностей внимания, гипоактивации или дисфункции сенсомоторных систем.
- Сопровождение специалиста, прошедшего обучение по сертифицированной программе Томатис и обладающего лицензией, если метод проводится как терапевтическое вмешательство.
- Интеграция в индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, где метод используется наряду с традиционными нейропсихологическими подходами (сенсомоторные упражнения, когнитивные тренировки, психоэмоциональная коррекция и др.).
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: уровень тревожности, наличие сенсорных перегрузок, особенности слухового восприятия. Метод противопоказан при эпилепсии, остром психозе, тяжёлых нарушениях слуха, а также при отсутствии мотивации к сотрудничеству.
Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до Записаться>>
Практический опыт и наблюдения
По данным клинической практики и описаний в российских и зарубежных источниках, у части детей после прохождения 30–60 часов прослушиваний по программе Томатис наблюдаются:
- повышение устойчивости внимания;
- улучшение темпа выполнения заданий;
- снижение импульсивности;
- стабилизация эмоционального фона;
- улучшение речевой активности.
Тем не менее, эффекты могут быть краткосрочными или умеренно выраженными без дополнительной работы с саморегуляцией, мотивацией и когнитивной сферой. В связи с этим нейропсихолог, работающий с детьми, рассматривает метод Томатис как один из элементов многокомпонентной коррекционной программы, а не как универсальное средство «лечения» внимания.
Заключение
Метод Томатис может быть эффективным вспомогательным инструментом в работе с детьми, имеющими трудности концентрации и внимания, особенно в случае сочетанных нарушений сенсорной и эмоциональной регуляции. Его применение должно основываться на индивидуальной нейропсихологической диагностике, этических принципах, а также научно-практической обоснованности. В рамках российской практики он требует интеграции в комплексную программу коррекционно-развивающей помощи, соблюдения правовых норм и профессионального сопровождения.
Дата создания: 02.06.2025 Последнее изменение: 02.06.2025