(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Борисовка, 4А
  • Как проехать

Технологии развития связной речи дошкольников

Технологии развития связной речи дошкольников Развитие связной речи ребенка – это многогранный процесс, который требует определенных условий и возможностей. Даже одаренный талантами малыш нуждается в формировании и реализации интеллектуально-творческого потенциала. И именно уровень речи становится своеобразным критерием для общего умственного развития.

Перед ребенком и родителями ставится сразу несколько первостепенных задач, влияющих на общий успех в обучении:

  • уровень владение речью с точки зрения коммуникации;
  • объем активного словаря в повседневной речи;
  • тренировка культуры построения фраз и борьба со словами паразитами с раннего детства;
  • развитие навыков полноценного общения;
  • развитие речевого творчества, включающего в себя умения использования звуковой и интонационной окраски;
  • понимание текстов на слух.

В нашем центре вас ждут специалисты, которые имеют необходимые опыт и знания, а также технологии, направленные на развитие умственных способностей, речи и творческой реализации.

Проработка образных описаний и характеристик предметов и объектов

Способность подобрать слова и описать увиденное относится к выразительности речи. Проработка образности речи, тембра и силы голоса, а также эмоциональной окраски формирует весь речевой аппарат и задействует потенциал малыша. А присутствующие в его лексиконе разнообразные части речи (глаголы, прилагательные, наречия и существительные), помогут полнее воспринимать окружающую действительность, наполняя ее невероятными открытиями и наблюдениями.

Умение использовать образы в значительной мере расширит эмоциональный спектр ребенка и впоследствии станет настоящим источником удовольствия.

1 этап – сравниваем объекты и предметы

Начиная с 3х лет, ребенок должен не просто видеть, но и учиться анализировать подмеченную информацию, группируя объекты по признакам. Это может быть цвет, форма, вкус, звук, температура, размер и прочие удобные для сравнения характеристики.

  • На первых этапах взрослый описывает предмет, например: «Мяч по форме круглый, оранжевый по цвету и маленького размера». После чего, ребенок обязан проанализировать полученные данные и сопоставить с предметом.
    Далее для закрепления ассоциаций и понимания значений ребенок должен предложить свои варианты предметов и объектов, подходящих под полное или частичное описание. В случае с мячом это может быть апельсин, солнце. Подобные тренировки необходимо проводить постоянно в качестве короткой занимательной игры.
  • К четырем годам задачу требуется усложнить. Теперь важно описывать предметы, путем сравнения признаков, не называя их. Например, лента голубая как небо или подушка мягкая, как пух. Ища соответствия, ребенок будет учиться подыскивать сравнения и более точно формулировать фразы, отталкиваясь от ощущений.
  • После того как сравнения будут даваться легко, можно переходить к детальному анализу объектов. Отталкиваясь от характеристик карандаша, ребенок должен описать открывающие его предметы. Например, по сравнению с карандашом диван большой и мягкий, отличается по цвету и прочее. При этом важно, чтобы ребенок сам выбирал значения интересующих его признаков.

2 этап – придумываем загадки

Отгадывание загадок требует от ребенка находчивости, смекалки и живых наблюдений. Однако они хороши не только для поиска ответа, но и формирования вопроса. А это дает простор для наблюдений, анализа и сравнений.

Процесс создания загадок позволяет задействовать большое количество мыслительных операций, что при достижении оптимальных результатов будет приносить удовольствие и сформируется в осознанное речевое творчество.

Принцип построения загадок будет следующим:

  • Выбранный объект должен подвергнуться детальному анализу, учитывая его внешние свойства и характерные звуки.
  • Ответить на вопрос, «Какой он?» не менее 3 раз. Например, холодильник, какой он? Здесь нужно дать ребенку высказаться с учетом его личного понимания предмета, важно описать форму, поведение и особенности. Пускай свойства будут: белый, рычащий и холодный.
  • После этого необходимо задуматься, а что еще имеет такие же признаки. Например, рычащий лев, холодный айсберг и белый снег.
  • Соединяем получившиеся ответы в загадку: Что белое как снег, рычащее, но не лев и холодное как айсберг? Подбирая варианты и ассоциации, можно придумывать множество загадок, тренируя не только воображение и речь малыша, но и память.

3 этап – составляем метафоры

Завершающим этапов в работе над свойствами и параметрами предметов станет составление метафор. Простое во многом для взрослого человека действие, далеко не так легко дается без должной подготовки. Перенесение свойств объектов между собой на основании признака требует внимательности и тренированной фантазии.

Главная цель – подвести ребенка к мысли и сравнениям, позволяя пофантазировать на предложенную тему.

Для примера возьмем снегирей, сидящих зимой на дереве, где птицы будут главным объектом.

  • Определив снегирей, как главный предмет, необходимо определить их свойства. На вопрос, какие эти птицы можно ответить красногрудые или круглые.
  • Далее возвращаемся к ассоциациям и предлагаем детям пофантазировать, а что еще имеет подобные свойства. Например, яблоко, черешня или вишня может быть краснобокой, что при определенных обстоятельствах тождественно со снегирем.
  • Идем дальше и определяем местоположение птиц, заснеженное дерево, после чего закольцовываем ситуацию.
  • В итоге ребенок приходит к метафоре «на зимнем дереве появились зимние вишни».

Начиная занятие важно понимать к чему именно должен прийти ребенок, поэтому используя связки, что дождь – это слезы туч, а закат пылает, как костер можно начинать первые эксперименты с абстрактным воображением, постепенно увеличивая сложность.

Тренировка творческих рассказов и описаний

Многие дети имеют склонность и любовь к сочинительству, которую необходимо поддерживать и всячески развивать. Ведь связная речь – это огромный шаг на пути полноценного развития малыша. Удобным вариантом занятий может стать описание объемных картин или небольших картинок.

Для первых занятий не стоит сильно давить на ребенка, стоит познакомить его с задачей и показать пример. Родители поэтапно описывают увиденное, важно использовать различные части речи, подбирать слова и определять свойства предметов. Чем богаче будет это описание, тем с большим объемом информации предстоит работать ребенку, который должен повторить услышанное, связанное с предложенными образами.

Однако такой подход быстро надоедает малышам, тогда важно поймать момент, когда ребенок уже может справиться с задачей самостоятельно и хочет это продемонстрировать без помощи примеров.

  • Начните с подготовки базы. Ребенок должен оценить картину и проговорить необходимый ему запас слов, указывая на изображенные объекты. Чем старше малыш, тем с большей детализацией обязан происходить анализ.
  • После чего важно проговорить основные свойства определенных предметов, их визуальные характеристики, особенности положения и все, что можно сказать о каждом объекте. Если ребенок не может охватить большой объем, то поможет метод подзорной трубы. Просто сверните листок бумаги наподобие трубы и дайте ребенку рассмотреть картинку с ограниченным обзором. Так он сможет выхватить не только основные, но и второстепенные детали.
  • Далее группируем все увиденные объекты по свойствам и все обобщаем. Только после этого можно переходить к составлению рассказа.
  • Ребенок должен еще раз повторить в уме сказанное и плавно двигаясь глазами по изображению, описать все увиденное, причем, чем сложнее будет данный рассказ, тем лучше. Хорошо если ребенок сможет использовать метафоры и активно пользоваться сравнением.

Описывать замеченное, можно называя изображенные объекты или описывая их взаимодействие, положение относительно друг друга. Детки старшего возраста могут додумывать детали и «оживлять» рассказ эмоциями и ощущениями, говоря, что день не просто солнечный, а теплый и солнышко согревает травку на лужайке. Чем больше органов чувств будет задействовано в рассказе, тем более яркими получатся образы, тем легче они будут запоминаться и использоваться в повседневной речи.

Не останавливаемся на достигнутом

После того, как описательная часть будет даваться ребенку легко, стоит предложить ему новую игру «А что видят другие?». Задача упражнения – в тренировке эмпатии и умении перевоплощаться, составляя связный рассказ-фантазию.

  • Начинать упражнение стоит с перечисления всего замеченного и определения его свойств. А после этого предоставить ребенку выбор от лица кого или чего он будет описывать картину. Это может быть как живой, так и не живой объект.
  • Ребенок должен определить, что может видеть выбранный им рассказчик, а что нет. Поймать его эмоциональное состояние и предположить, какие мысли могут приходить данному объекту.
  • Хорошо, если ребенок проявит артистизм и будет вовлечен в повествование не только словами, но и эмоционально, мимически и интонационно. Так, птичка, сидящая на ветке, будет весела и болтлива, а камень, виднеющийся вдалеке на дороге, наоборот проявит спокойствие, грусть или равнодушие.

Выстраивая рассказ, следует предложить определенную структуру повествования:

  • Пусть ребенок назовет своего героя, при необходимости придумает ему имя.
  • Подумает о том, что чувствует объект, сердится или радуется. В дальнейшем спектр эмоций должен увеличиваться вместе с характеристикой характера.
  • Ребенок может сочинить «проблему», которая встала перед героем, а также ее благополучное разрешение.
  • В конце он должен обдумать вымышленную историю и дать ей название, а по возможности и вывести определенную мораль.

Рассказы могут иметь как чисто практический характер, так и становиться объектом фантазий, где все возможно. Важно стимулировать фантазию малыша и расширять его словарный запас подходящими случаю прилагательными.

Если ребенку сложно усидеть на месте, подключайте театральную составляющую. Пусть малыш, рассказывая свою историю, демонстрирует определенные эмоции или мысли, движения должны дополнять сказанное им, не прерывая истории.

Для большей вовлечённости в процесс, рассказы могут быть динамическими. В таком случае задавайте наводящие вопросы и спрашивайте, а как отнесутся к этой мысли или поступку героя окружающие его предметы и как это отразится на нем? Такой подход позволяет расширять кругозор, тренирует умение переключаться между персонажами с различными точками зрения.

Первостепенная цель любого задания на развитие связной речи заключается в преодолении страха в начале рассказа. А в этом поможет постоянные тренировки наблюдательности и внимания к деталям. Подобные упражнения хороши как отдельные игры, так и как большие театральные постановки, которые позволяют задействовать всю семью.

Если вы не знаете с чего начать или видите, что ребенок испытывает затруднения, то наши специалисты помогут не только с развитием правильной речи, но и преодолением страхов. А это в свою очередь гарантирует всестороннее развитие, формирование правильной и красивой речи.

Дата публикации: 21.03.2022. Последнее изменение: 10.08.2022.

Запишитесь на консультацию

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных