8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?

rebenok-ot-ispuga-stal-ploho-govoritКаждый родитель старается оградить ребенка от ситуаций, способных нанеси травму еще не сформировавшейся психике. К сожалению, далеко не всегда можно уберечь детей от простых вещей, которые взрослым кажутся совершенно обычными. Малыш легко может испугаться врача, клоуна, лающей собаки или громко кричащих людей.

В одних случаях детский испуг проходит без следа и, успокоившись, ребенок продолжает играть, кушать с аппетитом, болтать и нормально спать. Однако иногда напуганный малыш не перестает плакать, отказывается выходить на улицу, замыкается в себе или видит плохие сны. Нарушения речи также являются частым следствием стрессовых ситуаций. Ребенок, который ранее разговаривал без умолку, может перестать общаться, утратить уже приобретенные речевые навыки, свести разговоры с окружающими к коротким фразам и односложным ответам, или же начать заикаться.

Как помочь ребенку победить страх?

Чтобы стабилизировать состояние психики малыша и снизить до минимума пагубные последствия испуга, прежде всего, необходимо максимально сгладить стрессовую ситуацию, снять зажим и не дать малышу замкнуться в себе. Для этого родителям следует:

1. Не вызывать у ребенка чувства стыда или вины за его испуг.

Следует доступным для малыша языком объяснить, что страх – это нормальная эмоция, которую переживает каждый человек, и родители в том числе. Без этого чувства выживание человека было бы невозможным. Страх с трудом поддается контролю и у детей, и у взрослых. Не стоит стыдиться этого чувства или скрывать его. Только его принятие позволит избежать чрезмерного напряжения и физических проявлений в виде дефектов речи, отсутствия аппетита и сна, вздрагиваний и др.

2. Не обесценивать страх малыша.

Очень часто родители пытаются заставить ребенка «отказаться» от своего страха, настаивая на том, что на самом деле он испугался совершенно без причины и вся эта ситуация абсолютно нормальная. Даже если под таким давлением малыш согласится со взрослыми, его страх никуда не денется. Кроха только еще сильнее замкнется в себе от чувства непонимания, и проблемы с речью могут только усугубиться.

3. Не настаивать на быстром преодолении страхов, если малыш не готов

Многие родители начинают уговаривать ребенка еще раз пережить испугавшую его ситуацию, желая доказать, что его страхи беспочвенны (например, погладить собачку). Следует уважительно относиться к нежеланию ребенка повторно переживать стресс, и при этом разборчиво комментировать его чувства («ты не желаешь подходить к собачке, потому что большой пес тогда тебя напугал?»). Спустя время страхи уменьшатся, а зажимы пройдут.

4. Обсуждать с ребенком пережитую стрессовую ситуацию.

Необходимо проговорить для ребенка все чувства и эмоции, которые он сам выразить пока не в состоянии. Например, «ты очень испугался, когда собака громко залаяла», «ты не хочешь говорить, потому что переживаешь из-за клоуна», «ты не хочешь выходить из дома, потому что боишься, что мы опять встретим тех людей» и т.д. Таким образом малыш сможет выпустить страх, который давит на него изнутри, как и любая другая сильная эмоция.

Важно во время таких разговоров создавать максимально спокойную и привычную для малыша обстановку. Можно погладить и обнять его, если он не против. Необходимо много раз в различных формулировках повторить детали произошедшего, пока не станет ясно, что страх отступает.

5. Повторить испугавшее ребенка событие в игровой форме.

Рекомендуется предложить малышу в игрушках разыграть стрессовую для него ситуацию. Если ребенок совершенно отказывается говорить, то действовать игрушечными персонажами, озвучивать их действия и мысли нужно родителям. Следует акцентировать внимание на том, что доктор не хотел обидеть его и стремился помочь, а клоун – совершенно не желал навредить и только хотел подружиться. Если ребенок заинтересуется, он сможет переиграть случившиеся события и сделать исход таким, каким он его желал бы видеть в реальности.

6. Выразить эмоции на бумаге.

Один из наиболее действенных способов контроля и преодоления негативных эмоций у детей – это рисование. Следует предложить крохе нарисовать страх или испугавшую его ситуацию. Он может изобразить все, что чувствует. Как это будет выглядеть – зависит только от него. Одни малыши в подробностях воспроизводят на бумаге произошедшие события, другие рисуют непонятные картинки, значение которых знают только они. Важно при этом дать ребенку волю выразить свои чувства, не направляя и не исправляя его действия.

Важно помнить, что детская психика очень хрупкая. Малыши еще не умеют контролировать сильные чувства и эмоции. И даже не у всех взрослых это получается. Поэтому крайне важно помочь крохе справиться со стрессом, не допустив усугубления эмоционального состояния. Однако, если ребенок действительно пережил крайне сильный стресс (посягательство на жизнь и здоровье, смерть человека и др.), не следует терять время и сразу обращаться за профессиональной помощью.

Как помочь ребенку восстановить нормальную речь?

Если после сильного эмоционального потрясения ребенок стал путать слова, односложно отвечать, заикаться или вовсе замолчал, не нужно надеяться на то, что со временем малыш забудет случившееся и самостоятельно восстановит речь. В первую очередь, необходимо пройти обследование у психолога. Помимо основных лечебных сеансов, специалист может назначить:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапию;
  • логопедический массаж;
  • лечебную физкультуру;
  • альтернативные методы лечения (катание на лошадях, купание с дельфинами) и др.

Помимо психолога, следует показать ребенка логопеду. Грамотный специалист проанализирует причину регресса речи и разработает эффективную корректирующую программу, которая поможет малышу быстрее восстановить речевые функции, развить разговорные навыки, правильно поставить произношение звуков. Важно начинать такие коррекционные занятия как можно раньше.

Не стоит отчаиваться, если после испуга ребенок вдруг замолчал или стал плохо разговаривать. В большинстве случаев слаженная работа психолога, логопеда и родителей малыша приносит положительный результат. Своевременная коррекция, забота и поддержка помогут малышу быстро избавиться от регресса речевого развития и стрессового состояния.

Запишитесь на консультацию!
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
 
Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Полезные материалы