Развитие внимания у детей 3-4 лет
Умение концентрировать внимание не является отточенным врожденным навыком, но оно должно формироваться уже в раннем возрасте. Способность фокусировать и удерживать его на предмете, облегчает развитие ребенка, помогает лучше адаптироваться к огромному информационному потоку и снижает риск возникновения дефицита внимания в дальнейшем.
Основные правила развития внимания
В возрасте 3-4 лет ребенок не способен воспринимать информацию в привычном для родителей виде.
Специалисты рекомендуют использовать ненавязчивые игровые техники.
Следуя правилам построения занятий, вы поможете ребенку справиться с задачей и вовлечете его в процесс.
- Контролируйте вовлеченность ребенка. Если заметили, что сложность упражнения расстраивает малыша, попробуйте облегчить задачу или помочь с ее решением. В противном случае это формирует негативное отношение, а чересчур легкие задачи быстро наскучат.
- Не давайте малышу задания, а играйте вместе с ним. При этом важно поддерживать азарт ребенка, дайте ему почувствовать себя победителем.
- Поймайте пик интереса малыша. Окончание занятий должно приходиться на точку эмоционального подъема. Это гарантирует, что в следующий раз ребенок охотно вернется к игре.
- Не превращайте ее в рутину. Импровизируйте, создавайте небольшие представления, вовлекайте малыша в повествование при решении поставленных задач.
В этом возрасте ребенок еще не приемлет строгих рамок и четких инструкций. Поэтому специалисты рекомендуют проводить обучающее время максимально увлекательно и познавательно.
Читайте также: 9 упражнений для развития речи ребенка в 3 года
Какие игры гарантируют отличный результат?
Сфокусируйтесь на играх, использующих окружающую обстановку не заменяя ее виртуальными аналогами.
Описываем предметы. Игра хороша тем, что объектом исследования может стать любая вещь. И в зависимости от интереса ребенка применяться в любой ситуации, не надоедая малышу.
- Попросите его внимательно рассмотреть свою игрушку, любимую книжку или другой предмет.
- Затем спросите, что именно он видит. Пусть ребенок постарается описать, как можно больше деталей.
- Помогайте ему, задавая наводящие вопросы. Допустимо добавить соревновательный момент, тогда свойства предмета будут называться по очереди, но давайте малышу высказаться как можно больше.
В процессе обсуждения важно подчеркивать самые мельчайшие детали. Если это машинка, то какие у нее колеса – черная резина, металлические диски. Если речь идет об игрушке, то важно акцентировать внимание на деталях, какой у нее нос гладкий или шершавый, черный или красный.
Игра может занимать всего несколько минут. Главное поймать интересный ребенку объект и вовлечь в процесс изучения.
В дальнейшем эту игру можно усложнить, тренируя не только внимание, но и память. Предложите малышу изучить предмет, а после по памяти рассказать о нем все, что привлекло его взгляд.
Ветер-шалун или что изменилось? Эта игра отличный пример развивающего занятия, в котором ребенок может почувствовать себя сразу в нескольких ролях.
- Разложите перед малышом несколько предметов. Начать можно с 3-х разных игрушек.
- Расположите их в определенном порядке и дайте ему посмотреть на них в течение пары минут. В это время нужно проговаривать расположение и порядок предметов, их названия и свойства.
- Затем попросите ребенка отвернуться. Используя увлекательную историю о ветре-шалуне или хитрой лисичке, которая унесла или перепутала игрушки, поменяйте порядок предметов или уберите один из них.
- После этого ребенок должен рассказать вам, что же все-таки изменилось.
Чем артистичнее и живее вы будете вести представление, тем на большую вовлеченность можете рассчитывать.
Играйте по очереди, отдавая ребенку роль ведущего. Пускай он помогает вам вспомнить первоначальное расположение предметов и подсказывает, что же изменилось. Таким не хитрым способом вы заставите ребенка почувствовать ведущую роль и глубже погрузиться в процесс.
Ищем отличия. Прекрасным вариантом развивающей игры станет фокусировка внимания на сравнении предметов. Здесь можно использовать специальные книги, карточки или картинки из интернета.
- Расположив очень похожие картинки, рядом дайте ребенку пристально их изучить. Не торопите его, так как подобная деятельность требует от малыша не только фокусировки внимания, но и усидчивости.
- Спросите, какие различия он увидел. Если ребенок затрудняется ответить, сразу помогите ему. Скажите, что здесь он может найти целых 5 отличий или подскажите первый ответ наводящими вопросами.
- Важно чтобы малыш не только показывал различия, но и проговаривал их вслух. «Здесь у собачки красный ошейник, а здесь его нет» и т.д.
Такая игра помогает тренировать не только внимание, но и понятие пространства и движения (верх, низ, лево, право), улучшить речь и словесное описание увиденного.
Главное не переусердствовать со сложностью изображения, ребенок должен постараться найти все отличия. Иначе он бросит игру, и использовать этот эффективный инструмент развития станет сложнее.
Читайте также: Развитие памяти у детей 3-4 лет
Подобные игры не требуют много времени и применены в любой ситуации, но подходить к развитию внимания следует творчески. Ребенок должен испытывать восторг от происходящего, следить за сюжетом и слышать интересную историю. В противном случае даже самая яркая картина и любимые игрушки превратят в скучный тест.
Регулярные короткие, но ежедневные занятия помогут достичь высоких результатов и стать увлекательным развлечением в кругу семьи.
Помимо этого дети в возрасте 3-4 лет нуждаются в повышенном внимании. Именно сейчас формируется большинство базовых навыков, а посещение профессионального логопеда поможет расширить опыт ребенка. Под пристальным вниманием специалиста ребенок сможет улучшить концентрацию, скорректировать речь и получить толчок к дальнейшему развитию.
Подарите ребенку счастливое детство. Оно станет надежной опорой для будущих побед.
Дата публикации: 07.07.2021. Последнее изменение: 30.08.2023.