Развитие речи в 3-4 года — особенности и подходы
Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.
Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.
Как должен говорить ваш ребенок
Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:
- Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
- Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
- Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
- В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
- Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
- Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
- Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.
Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.
Как развивать речь в 3-4 года
Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:
- Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
- Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
- Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
- Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
- Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
- Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.
Упражнения для развития речи
Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.
Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:
- Подбирайте слова на выбранную букву.
- Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
- Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).
- Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
- Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.
Более подробно о развивающих занятиях для детей 2-3 лет и 4-5 лет.
Развитие мелкой моторики
По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:
- Рисуйте на крупах, муке, перебирайте фасоль, горох.
- Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
- Игры с пластилином, глиной, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
- Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.
Артикуляционная гимнастика
Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:
- Легонько покусывать кончик языка.
- «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
- Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
- Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
- Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.
Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.
Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.
Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.
Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 29.08.2023.
Спасибо гаджетам! Сейчас поставил ребенку планшетик — там ему не только сказки расскажут, но и мультики покажут! А тем временем можно заняться своими делами
Не злоупотребляйте! Мы не раз писали о том, что планшет, при всех его преимуществах, негативно сказывается на развитии ребенка, в первую очередь — на речевом.
Здраствуйте! Я хотела спрасить, у моего ребенка 4 лет проблема с речью. Как к вам попасть и сколько стоит занятие? Мы не гражданин россии
Стоимость первичного приема и занятий на странице «Цены», продолжительность 45 минут. Прием ведется по записи
Здравствуйте, у моего ребёнка проблема с речью, когда он говорит что-то я половину не понимаю, плюс к этому он ещё заикается, когда торопится сто то сказать. Ему 4 года. Заранее спасибо за ответ
Вам нужно обратиться к логопеду
Ребёнку 3,5 говорит много и не особо, знает цвета, формы, фигуры. Говорит предложениями, употребляет прилагательное, но выговаривает плохо, понимает чётко средняя дочь. Обратиться к дефектологу?
Здравствуйте! Да, лучше показать ребенка логопеду-дефектологу