(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Развитие психической деятельности дошкольника

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Развитие психической деятельности ребенка (дошкольники)Период раннего детства – важнейший этап в жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок начинает познавать мир, учиться взаимодействовать с другими детьми или взрослыми, а также определяет свое место в обществе и роль, которая ему отведена. В это время детям не обойтись без поддержки родителей, которая поможет быстрее освоиться в мире и чувствовать себя уверенно. Узнайте, как проходит развитие психической деятельности ребенка в дошкольном возрасте и что может улучшить этот процесс.

Общие особенности психического развития дошкольника

В силу индивидуальных особенностей, состояния здоровья или внимания, уделяемого родителями, скорость развития детей в дошкольном возрасте может различаться. Но в целом активизация психической деятельности начинается с трехлетнего возраста. В этот период важно быть особенно внимательными, чтобы помочь ребенку сформироваться полноценной личностью.

Основные вехи психологического роста

  1. Примерно с трех лет у детей начинается активное исследование мира, и первый объект, с которым они знакомятся, – это их собственное тело. В это время ребенок осознает свою половую принадлежность и может определить себя как мальчика или девочку. Параллельно выстраивается модель поведения, соответствующая его полу или возрасту. Чтобы такой период прошел безболезненно, нужно внимательное отношение к ребенку.
  2. В том же трехлетнем возрасте начинается исследование окружающего общества. Дети делают первые шаги по определению личных границ и выстраиванию отношений с другими людьми. Если в этот период у дошкольника не будет жизненно необходимого общения с родителями и другими детьми, наверстать упущенное будет сложно.
  3. Помимо исследования себя и общества, ребенок попутно изучает предметы, с которыми сталкивается в жизни, их назначение. В этот период формируется ценностное отношение к вещам, поэтому важно своевременно учить детей бережному отношению к предметам. Кроме того, продолжается активное формирование речи. Если в младшем возрасте ребенок мог просто своевременно или не очень использовать выученные слова и словосочетания, то после трех лет он начинает составлять их в предложения и озвучивать свои мысли понятным языком.

Читайте также: Ребенок не любит книжки: почему и что делать?

Формирование взгляда со стороны

Помимо развития социальных навыков, психологический рост ребенка отражается и на его глобальном восприятии. Дети впервые сталкиваются с воспоминаниями, понимают, что они из прошлого, а также узнают о существовании будущего и возможности строить на него планы. Растущий мозг осознает себя во времени и начинает понимать его течение.

Помимо этого, активное развитие личности и интеллекта помогает ребенку найти свое место в обществе и в окружающем мире. Теперь он способен не только совершать бездумные или осознанные поступки, но и давать им адекватную оценку. Этот этап помогает корректировать модель поведения и избегать неблагоприятных последствий своих поступков. Также ребенок развивает способность оценивать действия других и учиться на чужом примере.

Игра – основной способ обучения

Хотя интеллектуальные особенности дошкольника постоянно улучшаются, в этом возрасте детям сложно подолгу концентрировать свое внимание и воспринимать сложную информацию. Поэтому ведущим инструментом в психологическом развитии ребенка являются игры. Любые навыки, которые родители или специалисты хотят привить дошкольнику, должны преподноситься в игровой форме. Таким образом, получится достичь нескольких целей:

  • Привлечь внимание ребенка и удержать его на время занятий.
  • Преподать урок в непринужденной форме, которая не вызовет отторжения.
  • Сразу закрепить навык на практике, в виде игрового сценария.

Без подготовки может быть сложно понять, как игровое обучение будет работать на практике. Поэтому разберем пользу развития игрой на нескольких примерах.

Читайте также: Влияние музыки на развитие речи и слуха у детей

Ребенок и правила

В возрасте до 3х лет вся жизнь родителей вращается вокруг ребенка, а его желания в большинстве случаев беспрекословно выполняются. Однако на следующем этапе психического развития дошкольнику предстоит узнать, что он – лишь один из многих людей, и не все его желания могут быть выполнены.

Чтобы усвоить такой важный урок, родители или специалисты могут прибегнуть к ролевым играм. Каждый участник получает свою роль и четко оговоренные правила, которым должны следовать все. Такая игра поможет ребенку познакомиться с некоторыми ролями в обществе, а также сдерживать свои желания, если они расходятся с установленными правилами или ограничениями.

Общение

Коммуникация – важнейший навык для человека. В дошкольном возрасте активно развивается речь, поэтому попутно детям нужно научиться правильно ее использовать. Это нужно для общения со сверстниками или взрослыми, а также построения межличностных отношений и утверждения моральных норм.

Навыки коммуникации оттачивает большинство игр, однако лучше всего подходят такие занятия, в ходе которых всем участникам нужно делиться информацией или мнением для достижения общей цели. Помимо всего прочего, это развивает доверие.

Расширение кругозора

Большую помощь в психическом развитии оказывает творческая деятельность. В ходе игры ребенок может рисовать, делать поделки или аппликации, а также заниматься лепкой из глины или пластилина. Помимо очевидного преимущества в виде развития моторики рук, ребенок станет внимательнее к окружающему миру, что поспособствует всестороннему развитию.

Важная помощь в психическом развитии

Конечно, ребенок не способен получить важные поведенческие и коммуникационные навыки самостоятельно. Обучение новым способностям или развитие уже существующих, а также формирование модели поведения – в первую очередь, задание для родителей. Они пользуются безграничным доверием детей дошкольного возраста, поэтому организация обучающих игр в комбинации с хорошим личным примером – это шаги, которые ускорят развитие детской психики.

Разумеется, каждый ребенок особенный, поэтому с определением некоторых границ или формированием модели поведения могут возникать сложности. С такими трудностями не стоит справляться в одиночку. Специалисты нашего центра охотно составят индивидуальную обучающую программу, а также с помощью игр помогут улучшить психическую деятельность вашего ребенка.

Дата публикации: 06.09.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных