Как правильно развивать познавательную деятельность ребенка?
Познавательная деятельность дошкольников основана на непрерывном изучении окружающего мира, что позволяет гармонично развивать высшие когнитивные функции, такие как память, внимание, речь и интеллект. Впоследствии это перерастает в когнитивную активность, которая становится залогом успеха в дальнейшем развитии ребенка, как в интеллектуальном, так и социальном плане.
Процесс познавательной деятельности заложен в человеке природой. С младенчества ребенок учится взаимодействию с миром через окружающие его цвета, запахи, прикосновения и вкусы. После первичное восприятие мира усложняется, что приводит к стремлению познать окружающее.
Для чего развивать познавательную деятельность
Окружающий нас мир сложен и многогранен. Ребенок, находясь в начале своего пути должен познакомиться с множеством вещей и тысячами правил. Познавательная деятельность в данном случае выступает мерилом успеха в развитии, причем как физическом, так психологическом. С возрастом естественное любопытство должно перерасти в целую систему, которая позволит ребенку лучше справляться с задачами в учебе и адаптации, гарантируя успешность уже взрослого человека. И если изначально ребенком руководят чувства, то после в силу вступает привычка и умение работать с новой информацией.
Познавательную деятельность можно развивать и чем раньше родители начнут помогать малышу, тем больших успехов он добьется впоследствии. Ребенок с плохо развитым стремлением к познанию имеет больше проблем в учебе, ему сложно сконцентрироваться, а любая адаптация к изменениям будет даваться крайне тяжело.
- Игра – это базовый инструмент развития дошкольника, который становится отправной точкой когнитивной активности. Главная цель – формирование независимого детского воображения. Предлагаемые ребенку игры должны иметь определенный сюжет и план. Изначально это могут быть готовые решения, которые подтолкнут его к определенным выводам, но с возрастом малыш должен самостоятельно определить итог своей игры. Это позволит развить мышление и контролировать процесс достижения поставленных целей.
- Эксперимент. Следующим этапом в изучении любого процесса становится понимание результата и необходимость будущих действий. И если изначально эксперимент носит практический характер «попробую – узнаю результат», то с возрастом ребенок должен перейти от наблюдения и бездумного выполнения действий к их анализу. Благодаря этому малыш учится анализировать ситуацию, отыскивать оптимальные решения и предвидеть итоговый результат запланированной им работы.
- Выводы и прогноз. Дают возможность осмыслить полученный опыт и провести работу над ошибками. К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится инициатором игры, определяет ее границы, правила и конечные цели.
Читайте также: Развитие изобразительной деятельности ребенка
Чем занять ребенка для улучшения познавательной деятельности
Многое зависит от возраста ребенка, от имеющегося уровня развития. И если в первом случае можно воспользоваться общими рекомендациями, то ориентируясь на второй аспект, легче добиться результатов.
С чего начать?
- Возьмите за привычку петь малышу. Этот прием идеален начиная с грудного возраста, лучше всего, если это пение самих родителей. Помимо пения часто разговаривайте с малышом.
- Проявляйте реакцию на плач. В младенчестве плач выступает универсальным инструментом для ребенка, помимо просьбы о жажде и голоде, это призыв к общению и вниманию со стороны окружающих. А значит, это первые попытки наладить контакт с внешним миром, который не должен игнорироваться.
- Тактильное восприятие. Как только малыш начнет интересоваться окружающими его вещами, не отказывайте ему в возможности потрогать предметы. Знакомство с новыми материалами, фактурами и вещами позволяет собирать и анализировать информацию, углубляясь в познавательный процесс.
По мере взросления малыша родители начинают все больше вовлекать его в процесс взаимодействия, с этим помогают:
- Сюжетные игры, в которых ребенок в безопасной обстановке разбирается со сложными жизненными ситуациями, делает первые покупки и получает представление о правильном порядке действий.
- Рассматриваем и наблюдаем. Отличное времяпровождение, которое позволяет пробудить в дух исследователя. В старшем возрасте к чистому наблюдению можно добавить зарисовку увиденного, что подстегнет творческий анализ и привычку подмечать детали.
- Экскурсии и беседы станут отличным источником для получения новой информации, для этого не обязательно посещать музеи. Окружающий мир и даже собственный дом могут стать отличной площадкой для изучения и расширить познавательные интересы.
Читайте также: Ключевые нормы развития ребенка в 5, 6, 7 лет
Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо включать в ежедневные игры следующие приемы:
- Подражание звукам. Начиная с классического, где котик говорит «Мяу», а собачка «Гав-Гав» не останавливайтесь и постоянно ищите, что можно «передразнить». Кудахтайте, гудите, войте и мычите с ребенком, превращая это в увлекательную игру.
- Слушаем мир вокруг. Отличная практика, которая может подаваться в виде игры, например «Угадай, что за звук». Это могут быть как звуки животных, так и звон колокольчика, грохот крышки на кастрюле и другие доступные вам и понятные ребенку звуки.
А если вы ищете универсальный ответ на вопрос, чем развить познавательную деятельность, то лучший ответ – это творчество. В раннем возрасте удобно использовать рисование, позже добавить лепку, аппликацию. Профессиональная консультация поможет составить четкий план развития и мотивации. С ними вы не только подберете оптимальную программу, учитывающую особенности развития малыша, но и сможете достигнуть максимального результата за короткий срок.
Дата публикации: 01.08.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.