(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Постановка звука «Р» для детей пяти лет: пошаговое руководство

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Постановка звука Р для детей пяти лет: пошаговое руководство

Постановка звука «Р» у детей пяти лет — это важный этап в их речевом развитии. Этот звук относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума. Специалисты рекомендуют заниматься постановкой «Р» после 5,5-6 лет, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Однако, в некоторых случаях, к логопеду стоит обратиться уже с 4 лет, если «Р» появился в речи, но проявляется некорректно.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти. Вот несколько примеров таких упражнений:

  1. «Качели»: Открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка»: Щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка»: Широким кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика также играет важную роль в подготовке артикуляционного аппарата:

  1. «Пузыри»: Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница»: Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси»: Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».

Способы постановки звука «Р»

Существует несколько основных способов постановки звука «Р»:

  1. По подражанию: Внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом: С использованием логопедических зондов, шпателей, подручных средств.
  3. Смешанным способом: Постановка от других звуков.

Основные приемы постановки

  1. Постановка от звука «Д»: Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР». Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  2. Постановка от звука «Ж»: Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
  3. Постановка от звука «З»: Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Период закрепления правильного звука

Период закрепления правильного звука «Р» может занять от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, а без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Заключение

Постановка звука «Р» у детей пяти лет — это важный этап в их речевом развитии. Важно правильно подготовить артикуляционный аппарат, использовать различные упражнения на дыхание и применять различные методы постановки звука. Регулярные занятия и внимание к деталям помогут ребенку освоить правильное произношение звука «Р» и улучшить его речевую функцию.

Дата публикации: 20.11.2024. Последнее изменение: 20.11.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных