(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Подготовка к школе: как метод Томатис способствует общему развитию ребёнка

Подготовка к школе: как метод Томатис способствует общему развитию ребёнка
Подготовка ребёнка к школе — это многогранный процесс, затрагивающий не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоционально-волевую сферу, мотивацию, сенсорную интеграцию, а также уровень сформированности высших психических функций. В практике нейропсихолога одним из инструментов, применяемых в рамках комплексной поддержки дошкольников, всё чаще становится метод Томатис — аудиовокальная стимуляция, способная оказывать влияние на нейрофизиологические и когнитивные процессы. В данной статье мы рассмотрим, каким образом этот метод может способствовать гармоничной подготовке ребёнка к школьному обучению и как его применение соотносится с профессиональными стандартами и нормативами, принятыми в Российской Федерации.

Нейропсихологический подход к подготовке к школе

В соответствии с профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере» и требованиями к оказанию помощи в рамках психологической и нейропсихологической диагностики и коррекции, нейропсихолог обязан учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возрастные нормативы развития, состояние центральной нервной системы, уровень сформированности базовых функций (внимания, памяти, речи, моторики и др.), а также возможные риски школьной дезадаптации.

Подготовка к школе с нейропсихологической точки зрения предполагает:

  • диагностику уровня функциональной зрелости головного мозга;
  • оценку сенсомоторного и когнитивного профиля;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (произвольность, мотивация, регуляция поведения);
  • развитие межполушарного взаимодействия и нейродинамических параметров.

Одной из задач нейропсихолога является подбор адекватных методов коррекции и стимуляции с учётом индивидуального запроса. Метод Томатис, как инструмент акустико-нейросенсорного воздействия, может быть интегрирован в коррекционную программу, если он соответствует потребностям конкретного ребёнка и проходит в рамках междисциплинарного взаимодействия с другими специалистами.

Что такое метод Томатис и как он работает

Метод Томатис был разработан французским отоларингологом Альфредом Томатисом. Его основная идея заключается в том, что слух — это не только способность воспринимать звуки, но и активный процесс, влияющий на развитие мозга, речи, внимания, моторики и эмоционального состояния. Суть метода заключается в прослушивании специально обработанных звуков — чаще всего это музыка Моцарта, григорианские песнопения и голос матери, прошедшие электронную модификацию (фильтрацию, контрастную подачу частот и т.д.).

Технически метод реализуется через устройство, называемое «электронное ухо», которое регулирует поступающую аудиоинформацию в соответствии с определёнными параметрами. Целью является тренировка слухового восприятия и, как следствие, активация тех участков мозга, которые отвечают за обучение, речевую продуктивность, внимание и эмоциональную регуляцию.

Преимущества метода Томатис для подготовки ребёнка к школе

Применение метода Томатис может способствовать общему развитию ребёнка, особенно в следующих аспектах:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
    Умение различать звуки речи — ключевой навык для успешного овладения чтением и письмом. Метод Томатис повышает чувствительность к звукам речи, способствует формированию фонематического слуха и улучшает навыки речевой дискриминации.
  2. Стимуляция межполушарного взаимодействия. При прослушивании звуков с помощью костной и воздушной проводимости активизируются оба полушария мозга, что способствует развитию согласованной работы между левым (логическим) и правым (образным) полушариями — основа для эффективного усвоения новой информации.
  3. Развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания. Многие дети дошкольного возраста имеют трудности с концентрацией и переключением внимания. Метод Томатис активирует зоны мозга, ответственные за регуляцию внимания, что может улучшить способность к длительной и устойчивой концентрации.
  4. Коррекция психоэмоционального состояния. Аудиостимуляция мягко регулирует уровень тревожности, повышает стрессоустойчивость и способствует эмоциональному выравниванию, что крайне важно для будущего школьника, находящегося в условиях новой социальной среды.
  5. Улучшение моторной координации и тонкой моторики. Через улучшение восприятия собственного тела в пространстве и развитие слухо-моторной координации, дети начинают лучше контролировать движения, что важно для письма и общей организации поведения.

Соблюдение нормативов и этических стандартов

В практике нейропсихолога применение метода Томатис должно соответствовать следующим условиям:

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до Записаться>>

  • Информированное согласие родителей на использование метода, включающее описание целей, возможных эффектов и ограничений;
  • Комплексный подход, включающий нейропсихологическую диагностику, индивидуальный план коррекции и мониторинг динамики;
  • Междисциплинарное сотрудничество с логопедами, педагогами, психотерапевтами при наличии дополнительных трудностей у ребёнка;
  • Опора на доказательные подходы и клинический опыт, при этом важно осознавать, что метод Томатис не является панацеей, а служит частью комплексной развивающей программы;
  • Безопасность и индивидуализация — каждый ребёнок имеет уникальные особенности нервной системы, и с учётом этого определяется длительность и интенсивность воздействия.

Когда метод может быть особенно полезен

Метод Томатис может оказаться особенно эффективным при наличии следующих показаний:

  • задержка речевого и психоэмоционального развития;
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • тревожность, повышенная возбудимость;
  • трудности с восприятием речи на слух;
  • неуверенность, эмоциональная неустойчивость перед предстоящим поступлением в школу.

В этих случаях аудиостимуляция может оказаться мощным ресурсом, дополняющим традиционные методы коррекционной работы.

Вывод

Метод Томатис при грамотной интеграции в нейропсихологическую практику может существенно повысить качество подготовки ребёнка к школе. Его воздействие носит комплексный характер: улучшает работу сенсорных систем, повышает когнитивную активность, стабилизирует эмоциональное состояние, формирует базовые учебные навыки. Главное условие его успешного применения — индивидуальный подход, соблюдение нормативных требований, а также тесное взаимодействие с родителями и другими специалистами, участвующими в сопровождении ребёнка.

Дата создания: 23.06.2025   Последнее изменение: 23.06.2025


1267
Как Вы оцениваете развитие речи Вашего ребенка?

Анонимный опрос пользователей нашего сайта

You will be redirected

 

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных