(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Обучение детей беглому чтению или как от букв перейти к смыслу

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Обучение детей беглому чтению или как от букв перейти к смыслу Чтение – обязательный навык, которым должен обладать каждый современный человек. Однако это не самое простое занятие, оно требует концентрации и навыков. Со временем ребенок приобретает навык антиципации или предугадывания дальнейших слов. Внимание не сосредотачивается на конкретном слове, а простирается вперед, так читающий взрослый видит структуру текста, его смысл и значение слов.

Ребенок в силу отсутствия опыта не может охватить весь текст, а все его силы уходят на то, чтобы распознать сначала буквы, потом слоги, а затем слова. Именно поэтому на первых этапах чтения он не понимает прочитанное, а для осознания ему требуется время и возможность проговорить прочитанное вслух. Но необходимый опыт можно приобрести, а значит, пора разобраться, как тренировать ребенка и стимулировать его к чтению.

Необходимы комплексные тренировки

Чтение может быть целью, но для того чтобы достичь необходимых результатов, мало просто читать. Конечно, практика способствует развитию навыка, но чтобы ребенок хотел читать, этого недостаточно.

Помимо самого чтения необходимо:

  • Проводить занятия, направленные на тренировку памяти, внимания, логики и антиципации.
  • Развивать мелкую моторику и творческое мышление.
  • Работать с отрывками текста на 60-80 или 120-180 слов, таблицами и пр.

Заниматься необходимо ежедневно, по возможности утром около 30 минут и вечером не более 10-15 минут. Причем первая тренировка будет нацелена на получение навыка, а вечерняя служить повторением и закреплением.

Если ваш график не позволяет заниматься 2 раза в день, то разделите данный процесс на два дня, где в первый день ребенок получает навык, а на второй закрепляет. Но имейте в виду, что занятия будут эффективны только в том случае, если ребенок здоров и энергичен. В случае болезни или усталости изнуряющие занятия лучше отменить.

Отрабатываем навык на отрывках

Чтобы скорость чтения росла, необходимо не только призывать ребенка к чтению, но и ставить перед ним четкие рамки. Достигая поставленной задачи, ребенок будет ощущать свой успех, стремясь улучшить полученный результат в дальнейшем.

Здесь работает правило 30 слов. Возьмите за основу то количество слов, которые ребенок успевает прочитать за 1 минуту вслух – это стартовый показатель. Теперь к нему прибавьте еще 30 слов, так вы получите первую цель для тренировки.

Читайте также: Игры для подготовки к школе

Дайте ребенку прочитать отрывок несколько раз. Первые две попытки могут не увенчаться успехом, малыш будет сбиваться и вряд ли уложится в отведенное время, но начиная с третьей попытки, результат улучшится. Повторять один и тот же отрывок необходимо до тех пор, пока он не уложится ровно в 1 минуту. На следующее занятие к уже полученному первому результату добавьте еще 30 слов.

Последовательное наращивание объема позволит снизить нагрузку и достигнуть желаемых результатов. Цель упражнения – довести показатель до 180 слов в минуту при чтении вслух.

Читаем таблицы звуков, слогов и слов

Если ребенок за 1 минуту успевает прочитать 30-60 слов, то необходимо выйти из состояния слогового чтения, ускорив распознавание букв и слогов.

Вооружившись подходящими таблицами, проводите упражнения, при которых ребенок будет читать таблицы столбиками. При этом на таблицу будет даваться 30 секунд, а полученные результаты стоит записывать. Так вы сможете увидеть динамику и мотивировать ребенка улучшать скорость на примере его собственных достижений.

В этом упражнении удобно отслеживать правильное дыхания ребенка и его интонации при произношении различных звуков, букв и слов.

Читаем и пересказываем

Эффективным упражнением для беглого чтения становится практика пересказа только что прочитанного текста с постепенным увеличением объема на 1-2 страницы.

Читайте также: Как мотивировать ребенка на учебу? 4 шага на пути к успеху

Суть занятия – привить привычку вслушиваться в прочитанную информацию, стараться понять текст не только на уровне букв, а уловить его смысл.

  • начать можно с первого абзаца и постепенно наращивать объем;
  • если ребенок плохо читает самостоятельно, то допускается чтение родителями и последующим пересказом малыша;
  • не требуйте от ребенка детальных подробностей и описания всех действий. Важно научить его улавливать суть, анализируя информацию.

В дальнейшем пересказы перейдут в развернутые обсуждения. Так с детьми 3-4 класса стоит приступать к практике обсуждений.

Дайте ребенку тему или предмет, о котором он должен высказаться и оставьте его подумать, после чего не помогая, выслушайте его рассказ. Это должно быть связное и последовательное повествование минимум из 12 предложений.

В дальнейшем приемы для улучшения техники и скорости чтения будут меняться, задавая темп обучения, но заложенные знания в начале этого пути помогут ребенку справиться и с ними. Если вы не знаете с чего начать или результаты далеки от ожидаемых достижений, то просто обратитесь к профессионалам. Опытные логопеды смогут найти причину неудач и разработают индивидуальный план занятий с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.

Дата публикации: 17.01.2022. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных