Нейродинамическая Ритмопластика
Своевременное развитие, правильная коррекция или грамотная реабилитация ребенка обязательно должны основываться на его двигательной активности. Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. Нередко отклонения в речевом статусе проявляются недоразвитой моторикой, задержкой роста или медленным формированием двигательных навыков. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний и развитии – интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего психологического и физического развития ребенка обладает комплексная методика под названием нейродинамическая ритмопластика. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.
Что представляет собой нейродинамическая ритмопластика?
Нейродинамическая ритмическая пластика – комплекс двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, мелкой и крупной моторики, а также общему повышению координационных умений. Другими словами, это различные действия, связанные между собой одной идеей или логической цепочкой. К упражнениям нейродинамической ритмопластики относятся:
- небольшие театрализованные постановки по мотивам детских всеми любимых произведений;
- визуализированные сказки,
- образные поэтические упражнения, эмоциональное чтение стихов с мимикой и жестикуляцией;
- танцевальные этюды,
- хореографические постановки;
- психологическая гимнастика.
Читайте также: Упражнения по коррекции дислексии у школьников
В ходе выполнения таких упражнений ребенку необходимо контролировать как правильность воспроизведения слов и движений, так и четкость построения сюжета и последовательного соблюдения всех смысловых идей. Происходит четкая координация движений, речи, эмоций, мимики и дыхания. Ребенок задействует одновременно различные нейрофизиологические механизмы, требующие осмысленности и контроля действий. Таким образом, нейродинамическая ритмопластика – это своего рода гимнастика для тела и мозга.
Для чего нужна нейродинамическая ритмопластика?
Комбинированные упражнения нейродинамической ритмической пластики имеют всестороннее воздействие на развитие ребенка в целом, а также на коррекцию и стимуляцию речевых способностей, в частности. При таком подходе достигается более глубокий и устойчивый результат, нежели при локальной работе исключительно с речевой функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:
- скорректировать отклонения в развитии речевого аппарата;
- улучшить физиологическое и речевое дыхание;
- согласовать движения с речью;
- преодолеть барьеры во взаимодействии и общении с другими детьми, улучшить коммуникативные навыки;
- создать положительный психологический и эмоциональный фон;
- повысить скорость и точность реакции;
- улучшить все виды памяти;
- научиться контролировать свои движения;
- нормализовать мышечный тонус, выработать правильную осанку и ощущение равновесия;
- сформировать способность воспринимать различные эмоции на основе мимики и жестов;
- развить невербальный аппарат.
Упражнения позволяют скорректировать речевую, творческую и эмоциональную сферы, а также способствуют улучшению пластики, координации и мимики. При этом у ребенка постоянно возрастает познавательный интерес к таким занятиям, расширяется кругозор и повышается интеллектуальный потенциал.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины
Как проводятся занятия по нейродинамической ритмопластике?
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Для достижения наилучшего результата специалист должен быть ребенку в первую очередь другом. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов.
Упражнения нейродинамической ритмической пластики вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние. При этом существенно снижается страх, волнение, тревожность или агрессия.
Специалисты делают акцент на необходимости ограничивать продолжительность каждого занятия. Маленькие дети не могут в течение длительного периода удерживать внимание на одном и том же задании. Поэтому, продолжительность занятия, как правило, не превышает 30-40 минут:
- 7-10 минут – разминка из простых упражнений;
- 25 минут – основные упражнения нейродинамической ритмопластики (этюд, постановка, хореография и др.);
- 5 минут – завершающие упражнения, релаксация и расслабление.
Такие занятия могут проходить как в групповом формате, так и индивидуально. Не менее важным моментом является правильная подача информации ребенку, которая позволит малышу максимально ее усвоить. Специалист может преподносить информацию детям с помощью таких основных методов:
- игра (формирование умений и навыков в ходе упражнений, выраженных в игровой форме);
- пример (повторение действий за педагогом);
- фантазия (выполнение задачи, выраженной в словесной форме);
- иллюстрация (воспроизведение упражнения, представленного в картинках).
В ходе таких занятий ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения насильно или настаивать на совершении каких-либо действий. В таком случае, как минимум, не будет достигнут результат, а как максимум – произойдет обострение имеющегося дефекта или регресс достигнутого эффекта. Ребенок должен ощущать отсутствие давления и свободу действий. Польза от нейродинамической ритмопластики будет лишь в том случае, если занятия будут приносить малышу удовольствие.
Дата публикации: 28.01.2019. Последнее изменение: 30.08.2023.