8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Методика Грузиновой по запуску речи

Методика Грузиновой по запуску речи

Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников?
Обычные занятия с логопедом не дали результата?

Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:

  • в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами;
  • в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.

Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.

В результате регулярных занятий по методике Т. В. Грузиновой речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.

Как происходит запуск речи по методике Грузиновой?

Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:

  • понимает ли малыш обращенную речь, команды;
  • имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;v
  • может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.

Непроизвольными Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому.

Кроме того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.

Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.

Первый этап

В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

Второй этап

Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

Третий этап

Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.

Как выбирают опоры для обучения звукам?

Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.

Например, в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность, напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.

Движениями тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить упражнение.

Кроме того, ребенок может опираться на жестовую речь. Здесь важно понимать, что жест обозначает:

  • именно звук, а не слово,
  • определенную музыкальную ноту,
  • ритмический рисунок,
  • фотографию,
  • картинку,
  • игрушку,
  • символ – пиктограмму,
  • букву.

Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».

Длительность курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин. У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и помощи невролога.

Запишитесь на консультацию!
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
 
Комментарии (3)
  1. Как приобрести эту методику. Нам почти семь лет, говорим отдельные слова, понимаем просьбы, но поставленной и обращенной речи нет.

  2. Я тоже хочу узнать как работать по этой методике.Ребенку 6,5 речи нет, даже слов очень мало.специалисты не берут,не знают,что с нами делать..

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных