Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии
Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.
Когда назначают лекарства?
Как правило, препараты выписывает невролог или невропатолог после тщательного обследования (КТ, ЭЭГ и др.), в ходе которого были выявлены те или иные патологии центральной нервной системы, возникшие в результате ранее перенесенных тяжелых инфекций или травм, повышенного внутричерепного давления и других причин.
Основные показания к медикаментозному лечению:
- ребенок не вступает в эмоциональный контакт с людьми;
- для его поведения характерны частые вспышки агрессии, неуправляемость, истерики, «дикие» выходки, гиперактивность;
- он не понимает обращенную к нему речь;
- у малыша плохая память, скудный словарный запас, он невнимателен и рассеян;
- избегает общества сверстников;
- есть серьезные проблемы с произношением звуков из-за поражения ЦНС;
- ребенок заметно отстает в речевом развитии от своих говорящих сверстников.
Читайте также: Метод песочной терапии
Медикаментозная терапия необходима, прежде всего, для того, чтобы:
- обеспечить нервные клетки речевых зон полноценным питанием;
- улучшить мозговое кровообращение;
- нормализовать передачу нервных импульсов;
- скорректировать поведение (например, при СДВГ),
то есть они «запускают» работу нервной системы в нужном направлении.
Что такое ноотропы и зачем они нужны?
При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:
- препараты йода;
- витамины группы В;
- глицин;
- L-каротин.
Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.
Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.
Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:
- повышение умственной работоспособности;
- регулировка обменных процессов;
- снятие эмоционального напряжения;
- нормализация защитного торможения в ЦНС.
В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.
Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.
Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.
Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.
Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.
Помогут ли одни лекарства?
Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.
Читайте также: Нейропсихолог, психолог и логопед-дефектолог – к кому обратиться?
Занятия с логопедом или дефектологом направлены на:
- постановку звуков и введение их в речь;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
- развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речи – построение связного высказывания, умение составить небольшой рассказ по
- картинке, чтение, изложить свои мысли, описать ощущения и т. д.
Таким образом, медикаментозное лечение следует обязательно сочетать с занятиями у логопеда и дома. Процесс коррекции речевого и психоречевого развития должен быть всесторонним и непрерывным, только в этом случае можно добиться хороших результатов.
Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?
Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.
Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 24.08.2023.