Логопедические задания для детей с ОНР
В связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий должен строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и охватывать все нужные моменты.
Общее недоразвитие речи характеризуется наличием проблем как с произнесением звуков, так и с грамматической составляющей речи. Поэтому необходимо заниматься, что называется, «по всем фронтам».
Помимо артикуляционной гимнастики в занятия включаются упражнения на расширение словарного запаса, формирование связной речи и правильного построения фраз и предложений.
Подготовка артикуляционного аппарата
В комплекс обязательно должны входить гимнастика для развития речевого аппарата. Включаются как статические упражнения, так и динамические. Например:
- «улыбка»,
- «слоник» — вытягивание губ как для поцелуя;
- «качели» — кончик языка попеременно касается то неба за передними зубами, то десен за нижними;
- «варенье» — язык «облизывает» губы;
- «лошадка»
Научите ребенка скручивать язык трубочкой, «заводить моторчик» (подготовка к рычанию) и т. д.
Подробнее об артикуляционной гимнастике для детей 3-4, 5-6 лет.
Развитие экспрессивной формы речи
Детей с I-II степенью ОНР нужно побуждать к общению. Первые занятия могут быть основаны на звукоподражании (как разговаривают разные животные, как плачет малыш и т.п.), ребенка нужно просить назвать свои имя, имена друзей и названия любимых игрушек.
Дети учатся строить рассказ, опираясь на наводящие вопросы.
Расширение словарного запаса стимулирует развитие коммуникативной речи.
- Покажи части тела у себя, у куклы?
- «Подбери слова». Детям предлагают подобрать слова на заданную тему. Например, снег — снежинка, сугроб, зима.
- «Что делает?» Ребенок должен подобрать глаголы, связанные с названным словом. Велосипедист — едет, катается. Снежинка — падает, кружится.
- Активно расширяет словарный запас умение подбирать антонимы и синонимы.
- «Обобщение» — учимся называть группы предметов по обобщающему признаку (посуда, домашние и дикие животные, обувь, одежда и т. п.)
- «Как ласково?» — упражнение, направленное на обучение формированию форм слов при помощи суффиксов. Огурец — огурчик, дом — домик, шуба — шубка.
- «Один-много». В игре дети должны освоить правильное формирование множественного числа существительных. Можно предложить подобать карточки с картинками, а можно собирать в группу небольшие игрушки.
Стимулирование мелкой моторики
Занятия с детьми не должны быть однотипными, поэтому в каждое необходимо включать элементы двигательной активности и упражнения на мелкую моторику. Работа руками стимулирует развитие речевого центра, так что такие задания упускать из виду нельзя.
В зависимости от возраста и умений ребенка, можно предлагать ему:
- игры с крупой, фасолью;
- «волшебный мешочек», в котором на ощупь надо узнать спрятанный предмет;
- различные виды творческой деятельности — рисование, лепка, аппликация;
- игры-шнуровки;
- пальчиковые игры.
Подробнее о развитии мелкой моторики.
Логоритмика
Объединение речи с движениями благотворно действуют на детей с ОНР. Во время подвижных игр ребенок раскрепощается, улучшается восприятие ритмического рисунка слова и фразы, развивается координация движений, внимание, память.
Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до Записаться>>
Для упражнений используются ритмические движения (ходьба, имитация каких-либо действий, описанных в песенке), отхлопывание и притопывание в такт словам, игры под музыку.
Развитие памяти и внимания
Довольно часто ОНР сопутствует и отставание в формировании функций высшей психической деятельности. Для того, чтобы стимулировать произвольное внимание и память, в комплекс занятий включаются специальные упражнения. К примеру:
- «Земля, вода, огонь и воздух». Взрослый разучивает с детьми характерные движения, обозначающие каждое слово. «Земля» — опустить руки вниз, «вода» — вытянуть вперед, «воздух» — поднять над головой, «огонь» — покрутить кистями. Теперь задача взрослого запутать детей, произнося команды не по порядку и во все ускоряющемся темпе. Кто не сбился — молодец.
- Одна из самых распространенных игр на внимательность — классическая «Съедобное — несъедобное». Можно играть и дома, и на улице, в компании и вдвоем.
- Для развития памяти можно играть в прятки. Выстройте на столе несколько небольших игрушек. Дайте ребенку запомнить их, а потом попросите его отвернуться. Одна игрушка должна спрятаться. Кого не хватает? Если ребенку легко дается задание, усложните его — спрячьте сразу несколько предметов, поменяйте их местами в ряду.
- С большим удовольствием дети играют в лабиринты, ищут отличия в картинках. Не упускайте возможность лишний раз потренироваться.
Развитие навыка построения связного рассказа
Научиться правильно строить рассказ — не простое занятие для дошкольника. Детям с ОНР можно предложить различные игры для тренировки этого навыка:
- «Что за чем?» Попросите ребенка распределить картинки в правильном порядке, чтобы по ним можно было понять что происходило. На начальном этапе нужно будет рассказать сказку или рассказ и только после этого раскладывать картинки.
- «Объяснялки» Научить ребенка пользоваться предлогами и союзами, строить сложные предложения поможет игра, в которой нужно все объяснять. «Кошка мурлычет потому, что….», «На улицу надо надеть ботинки потому, что…»
- «Секрет». Ребенок получает карточку с картинкой. По правилам игры он должен хранить рисунок в тайне, однако рассказать о нем он может. Кто сумеет описать свою картинку так, чтобы догадались другие?
- Можно также поиграть в писателя и самим сочинить сказку. Лучше всего играть в большой компании. Взрослый показывает картинку с простым сюжетом, а дети должны придумать по ней историю. Вначале взрослый должен направлять процесс, задавая вопросы.
Главное в работе с ОНР — последовательность и систематичность. Многие упражнения можно выполнять не только на занятиях, но и во время прогулки, игр и домашних дел. Если заниматься с хорошим настроением, «уроки» не будут утомлять ребенка, но помогут добиться больших успехов.
Дата создания: 01.12.2016 Последнее изменение: 28.08.2023
Вместе с тем дети со вторым уровнем ОНР начинают различать некоторые грамматические формы слов, имеющих ударные окончания. Тем не менее, данный процесс ещё очень неустойчив и недоразвитие речи у таких детей имеет выраженный характер. Речевые высказывания отличаются бедностью. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются.