8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Логопедические задания для детей с ОНР

Задания для детей с ОНРВ связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий должен строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и охватывать все нужные моменты.

Общее недоразвитие речи характеризуется наличием проблем как с произнесением звуков, так и с грамматической составляющей речи. Поэтому необходимо заниматься, что называется, «по всем фронтам».
Помимо артикуляционной гимнастики в занятия включаются упражнения на расширение словарного запаса, формирование связной речи и правильного построения фраз и предложений.

Подготовка артикуляционного аппарата

В комплекс обязательно должны входить гимнастика для развития речевого аппарата. Включаются как статические упражнения, так и динамические. Например:

  • «Улыбка»
  • «Слоник» — вытягивание губ как для поцелуя.
  • «Качели» — кончик языка попеременно касается то неба за передними зубами, то десен за нижними.
  • «Варенье» — язык «облизывает» губы.
  • «Лошадка»

Научите ребенка скручивать язык трубочкой, «заводить моторчик» (подготовка к рычанию) и т. д.

Подробнее об артикуляционной гимнастике для детей 3-4, 5-6 лет.

Развитие экспрессивной формы речи

Детей с I-II степенью ОНР нужно побуждать к общению. Первые занятия могут быть основаны на звукоподражании (как разговаривают разные животные, как плачет малыш и т.п.), ребенка нужно просить назвать свои имя, имена друзей и названия любимых игрушек.
Дети учатся строить рассказ, опираясь на наводящие вопросы.
Расширение словарного запаса стимулирует развитие коммуникативной речи.

  • Покажи части тела у себя, у куклы?
  • «Подбери слова». Детям предлагают подобрать слова на заданную тему. Например, снег — снежинка, сугроб, зима.
  • «Что делает?» Ребенок должен подобрать глаголы, связанные с названным словом. Велосипедист — едет, катается. Снежинка — падает, кружится.
  • Активно расширяет словарный запас умение подбирать антонимы и синонимы.
  • «Обобщение» — учимся называть группы предметов по обобщающему признаку (посуда, домашние и дикие животные, обувь, одежда и т. п.)
  • «Как ласково?» — упражнение, направленное на обучение формированию форм слов при помощи суффиксов. Огурец — огурчик, дом — домик, шуба — шубка.
  • «Один-много». В игре дети должны освоить правильное формирование множественного числа существительных. Можно предложить подобать карточки с картинками, а можно собирать в группу небольшие игрушки.

Стимулирование мелкой моторики

Занятия с детьми не должны быть однотипными, поэтому в каждое необходимо включать элементы двигательной активности и упражнения на мелкую моторику. Работа руками стимулирует развитие речевого центра, так что такие задания упускать из виду нельзя.
В зависимости от возраста и умений ребенка, можно предлагать ему:

  • игры с крупой, фасолью;
  • «волшебный мешочек», в котором на ощупь надо узнать спрятанный предмет;
  • различные виды творческой деятельности — рисование, лепка, аппликация;
  • игры-шнуровки;
  • пальчиковые игры.

Подробнее о развитии мелкой моторики.

Логоритмика

Объединение речи с движениями благотворно действуют на детей с ОНР. Во время подвижных игр ребенок раскрепощается, улучшается восприятие ритмического рисунка слова и фразы, развивается координация движений, внимание и память.

Для упражнений используются ритмические движения (ходьба, имитация каких-либо действий, описанных в песенке), отхлопывание и притопывание в такт словам, игры под музыку.

Развитие памяти и внимания

Довольно часто ОНР сопутствует и отставание в формировании функций высшей психической деятельности. Для того, чтобы стимулировать произвольное внимание и память, в комплекс занятий включаются специальные упражнения. К примеру:

  1. «Земля, вода, огонь и воздух». Взрослый разучивает с детьми характерные движения, обозначающие каждое слово. «Земля» — опустить руки вниз, «вода» — вытянуть вперед, «воздух» — поднять над головой, «огонь» — покрутить кистями. Теперь задача взрослого запутать детей, произнося команды не по порядку и во все ускоряющемся темпе. Кто не сбился — молодец.
  2. Одна из самых распространенных игр на внимательность — классическая «Съедобное — несъедобное». Можно играть и дома, и на улице, в компании и вдвоем.
  3. Для развития памяти можно играть в прятки. Выстройте на столе несколько небольших игрушек. Дайте ребенку запомнить их, а потом попросите его отвернуться. Одна игрушка должна спрятаться. Кого не хватает? Если ребенку легко дается задание, усложните его — спрячьте сразу несколько предметов, поменяйте их местами в ряду.
  4. С большим удовольствием дети играют в лабиринты, ищут отличия в картинках. Не упускайте возможность лишний раз потренироваться.

Развитие навыка построения связного рассказа

Научиться правильно строить рассказ — не простое занятие для дошкольника. Детям с ОНР можно предложить различные игры для тренировки этого навыка:

  1. «Что за чем?» Попросите ребенка распределить картинки в правильном порядке, чтобы по ним можно было понять что происходило. На начальном этапе нужно будет рассказать сказку или рассказ и только после этого раскладывать картинки.
  2. «Объяснялки» Научить ребенка пользоваться предлогами и союзами, строить сложные предложения поможет игра, в которой нужно все объяснять. «Кошка мурлычет потому, что….», «На улицу надо надеть ботинки потому, что…»
  3. «Секрет». Ребенок получает карточку с картинкой. По правилам игры он должен хранить рисунок в тайне, однако рассказать о нем он может. Кто сумеет описать свою картинку так, чтобы догадались другие?
  4. Можно также поиграть в писателя и самим сочинить сказку. Лучше всего играть в большой компании. Взрослый показывает картинку с простым сюжетом, а дети должны придумать по ней историю. Вначале взрослый должен направлять процесс, задавая вопросы.

Главное в работе с ОНР — последовательность и систематичность. Многие упражнения можно выполнять не только на занятиях, но и во время прогулки, игр и домашних дел. Если заниматься с хорошим настроением, «уроки» не будут утомлять ребенка, но помогут добиться больших успехов.

Комментарии (1)
  1. Вместе с тем дети со вторым уровнем ОНР начинают различать некоторые грамматические формы слов, имеющих ударные окончания. Тем не менее, данный процесс ещё очень неустойчив и недоразвитие речи у таких детей имеет выраженный характер. Речевые высказывания отличаются бедностью. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы