Заикание у детей: что делать, причины и лечение
Что такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.
Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.
Причины появления заикания
Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.
Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:
- неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
- врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.;
- нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности;
- физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней;
- отставание развития моторики;
- психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый;
- отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.
Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:
- Сильный кратковременный стресс.
- Длительное угнетение психологического состояния.
- Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
- Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
- Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
- Двуязычие в семье.
Виды заикания
Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.
Логоневроз, подразумевающий невротический процесс
В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.
Неврозоподобное заикание
Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.
Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)
На что обратить внимание родителям
В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.
Если ребенок:
- неожиданно перестал разговаривать,
- начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»),
- стал повторять начальные слоги в словах,
- останавливается посреди фразы,
- не может начать предложение,
следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.
К кому обратиться за помощью при заикании
Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.
- Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
- Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.
Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.
Логопедическая работа при заикании
Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.
В работе используются:
- Элементы дыхательной гимнастики.
- Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
- Упражнения для улучшения артикуляции.
- Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Упражнения для мышечной релаксации.
Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!
Памятка для родителей
- Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
- Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
- Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
- По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
- Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
- Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
- Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
- Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
- В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.
Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 30.08.2023.
Моему ребенку 3 года. На днях к нам подбежала собака, он испугался и появились запинки в речи. Как можно быстро исправить это?
Потребуется помощь логопеда-заиколога. Чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем меньше занятий потребуются для устранения заикания
здравствуйте, только что от логопеда из психо-логопедического центра на щербакова, у нас запинки в речи,нарушение темпа и ритма речи. без консультации к вам можно начать ходить на занятия?
Обычно занятия у нас проводятся только после нашего первичного обследования. Если у Вашего ребенка только запинки, то, да, можно без консультации
Добрый день! Кого бы из специалистов вы могли порекомендовать при заикании? Ребёнку 2,7.
Здравствуйте! У нас все специалисты работают с заиканием