8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Лечение заикания у детей и взрослых

Заикание у детейЧто такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.

Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.

Причины появления заикания

Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

  1. Неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
  2. Врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.
  3. Нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности.
  4. Физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней.
  5. Отставание развития моторики.
  6. Психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый.
  7. Отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.

Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

  1. Сильный кратковременный стресс.
  2. Длительное угнетение психологического состояния.
  3. Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
  4. Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
  5. Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
  6. Двуязычие в семье.

Виды заикания

Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.

Логоневроз, подразумевающий невротический процесс.

В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.

Неврозоподобное заикание

Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.

На что обратить внимание родителям

В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

Если ребенок:

  • неожиданно перестал разговаривать;
  • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»);
  • стал повторять начальные слоги в словах;
  • останавливается посреди фразы;
  • не может начать предложение,

следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

К кому обратиться за помощью при заикании

Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

  • Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
  • Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.

Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

Логопедическая работа при заикании

Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

В работе используются:

  1. Элементы дыхательной гимнастики.
  2. Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
  3. Упражнения для улучшения артикуляции.
  4. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
  5. Игра на музыкальных инструментах.
  6. Упражнения для мышечной релаксации.

Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

Памятка для родителей

  1. Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
  2. Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
  3. Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
  4. По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
  5. Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
  6. Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
  7. Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
  8. Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
  9. В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.

Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

Комментарии (6)
  1. Олеся Владиславовна

    Моему ребенку 3 года. На днях к нам подбежала собака, он испугался и появились запинки в речи. Как можно быстро исправить это?

    • Администратор

      Потребуется помощь логопеда-заиколога. Чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем меньше занятий потребуются для устранения заикания

  2. здравствуйте, только что от логопеда из психо-логопедического центра на щербакова, у нас запинки в речи,нарушение темпа и ритма речи. без консультации к вам можно начать ходить на занятия?

    • Администратор

      Обычно занятия у нас проводятся только после нашего первичного обследования. Если у Вашего ребенка только запинки, то, да, можно без консультации

  3. Смирнов Виктор

    Добрый день! Кого бы из специалистов вы могли порекомендовать при заикании? Ребёнку 2,7.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы