8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Коррекция дислексии по методу Дейвиса

Коррекция дислексии по методу Дейвиса
Дислексия – достаточно частое явление, при котором человек испытывает сложности с чтением. Возникают такие трудности в результате особенного развития и формирования психических функций мозга. Проявляться эта особенность чаще всего начинает в раннем школьном возрасте и может иметь различные формы выражения. При этом, любой вид патологии можно корректировать различными способами, одним из наиболее эффективных среди которых считается метод Дейвиса.

Создатель уникального подхода к лечению дислексии

Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.

Несмотря на всю свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.

В чем заключается суть методики Дейвиса?

Коррекционную работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или сопоставлять терапией, которую предлагает официальная медицина. Дислексики в данном случае рассматриваются не как больные, а как люди с отличительным визуальным способом мышления. Безусловно, они имеют богатое воображение и живое восприятие. При этом, их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая в воображении определенные образы, дислексики испытывают сложности и дезориентируются в пространстве, в результате чего не могут корректно завершать мыслительный процесс.

Метод Дейвиса разработан таким образом, чтобы отключать дезориентацию и устанавливать в противовес ей фиксированную «точку ориентации». Таким образом внимание и воображение человека фокусируется на создании реалистичных образов в соответствии с написанными на бумаге словами.

Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, вне зависимости от возраста человека с патологией. Методика включает комплекс мер, которые условно можно поделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Оценка способности к восприятию

Первый этап заключается в определении наиболее уязвимой области дислексика. Например, дети часто переживают из-за насмешек сверстников или по причине заниженной самооценки. Крайне важно выявить психологические последствия патологии и проводить с ними грамотную коррекционную работу. Лишь после этого специалист выявляет степень сложностей с восприятием.

Упражнение. Ребенку предлагается представить на собственной ладони определенный предмет. Чтобы помочь дислексику создать целостный образ, специалист задает наводящие вопросы: «Какого цвета предмет? Какая у него форма? Размер? Вес?», а также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить ее или уменьшить, переложить в другую руку и др.

Практика направлена на применение так званого «умственного глаза», который позволяет построить реалистичную модель окружающего мира в воображении. Когда дислексик сможет легко выполнять это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

2. Переключение

Для получения точных образов в воображении дислексика, необходимо научить его выключать дезориентацию, которая возникает каждый раз, когда он начинает создавать образы, не совпадающие с прописанной информацией. Для этого Дейвис предлагает создавать «точку ориентации» – определенное пространство, в котором человек мысленно фиксирует зрение и сознание.

Упражнение. Дислексику предлагается представить ровную линию, которая выходит из представленного на ладони предмета, проходит через кончик носа и выходит через затылок. Линия заканчивается примерно в 20 см над затылочной частью – там и расположена «точка ориентации». Иначе ребенку можно предложить воображать, что его сознание переносится в стоящего у него за спиной человека.

Как только образ «точки ориентации» закрепится в голове дислексика, потребность в детальной визуализации линии, выходящей из предмета, отпадет. В свою очередь, ребенок сможет управлять дезориентацией и получать изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

3. Разрядка и проверка

Когда дислексик попадает в состояние дезориентации, процесс создания «точки ориентации» и ее продолжительного удержания отнимает много сил. Многие люди начинают чувствовать головную боль или даже ощущать чрезмерное мышечное напряжение в шее. Чтобы не потерять контроль над «умственным глазом» и избавиться от дискомфорта необходимо проводить разрядку.

Упражнение. Дислексику предлагается с помощью воображения создать чувство спокойствия и расслабленности, которое распространяется не только по телу, но и достигает «точку ориентации».

При постоянных тренировках напряжение шеи и головная боль будет проходить очень быстро. После этого упражнения необходимо удостовериться, что «умственный глаз» находится в той же фиксированной точке. Для этого дислексику просто необходимо указать пальцем в то место, где находится его «точка ориентации». Если точка определена правильно, проверку можно считать успешной. Если же нет, следует повторно разместить ее в корректном месте. К следующему этапу необходимо переходить после того, как человек овладеет навыками разрядки и проверки.

4. Настройка

В начале проведения терапии «точка ориентации» дислексика довольно неустойчива, поэтому очень важно научить точно определять ее расположение. Только умение безошибочно настроить оптимальную точку позволит контролировать дезориентацию и управлять дислексией в целом.

Чтобы настроить расположение точки, необходимо мысленно перемещать «умственный глаз» вокруг предполагаемой «точки ориентации». Таким образом ребенок сможет выявить оптимальное расположение данных понятий. Обнаружив необходимую точку, дислексику следует зафиксировать ее с помощью воображаемого якоря.

5. Координация

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».

Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.

6. Освоение символов

Воображение дислексиков способно воспринимать только объемные трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения базируется на понимании печатных двухмерных символов, что делает обучение для таких детей непреодолимо сложным.

Упражнение. Ребенку предлагается создать из пластилина или глины буквы, цифры и другие письменные знаки. После этого необходимо сопоставить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее расположение в алфавите или порядке чисел. К работе со следующим знаком необходимо переходить после того, как дислексик закрепит предыдущий символ в сознании, сможет приводить с ним примеры и осознает цель его использования.

7. Последовательное чтение

Дислексики воспринимают написанную информацию не по буквам, а единым целостным образом. Изучая слово, такой ребенок угадывает, к какому предмету или явлению оно относится. Необходимо выработать навык последовательного чтения с выделением отдельных слогов и букв. Понимание прочитанной информации на начальном этапе во внимание не берется.

Упражнение. Выбрать максимально простую книгу и начать последовательное чтение по буквам и слогам. Важно делать перерывы и проверять корректность расположения «точки ориентации».

Следующим шагом станет повторение прочитанного по буквам и слогам слова, а также объяснение его значения. В дальнейшем следует развивать понимание не только отдельных слов, но и целых предложений.

8. Освоение значения слов

Некоторые составляющие речи, например, предлоги или союзы, не имеют конкретного определения. Наличие таких слов провоцирует дезориентацию дислексика и разрушает дальнейший процесс чтения. Необходимо развивать навык восприятия значения таких конструкций, который позволит не терять «точку ориентации».

Упражнение. Работа со словами строится на основе:

  • изучения лексического значения сложных для восприятия слов, построение с ними словосочетаний и предложений;
  • правильное произношение слов, изучение их транскрипции;
  • моделирования ситуаций с наличием словесной конструкции;
  • создание трехмерной модели слова или ситуации с его использованием.

Создатель методики не утверждает, что она поможет полностью вылечить дислексию. Однако, она точно позволит обрести навыки, которые будут держать эту особенность под контролем, так как подход ориентирован на суть патологии, а не на ее симптомы. График занятий по программе Дейвиса составляется индивидуально. Как правило, терапия предусматривает интенсивный курс в сжатые сроки.

 

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Полезные материалы