(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как стимулировать развитие воображения у детей через игру

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 25 ноября 2024. Записаться>>

 Как стимулировать развитие воображения у детей через игруФантазирование – естественный способ мышления детей. Они знакомятся с миром, в котором не все понятно и объяснимо. Это озадачивает, настораживает, пугает. Но если додумать, вообразить, то становится спокойнее, проще. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть воображение, чтобы полностью использовать творческий потенциал: взглянуть на привычные вещи под другим углом, увидеть их по-новому, предложить оригинальное решение.

Эти навыки, полученные в детстве, залог успехов во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развивать детское воображение. Самый эффективный путь – игра.

Может не стоит вмешиваться?

Каждый ребенок в силу индивидуального восприятия, темперамента, эмоциональности, фантазирует в процессе игры по-своему. Это может быть:

  • воспроизведение окружающего мира, реальных ситуаций с дополнением их придуманными яркими деталями;
  • создание новой вселенной, населенной несуществующими персонажами, живущими по особым правилам.

Кто-то легко выстраивает фантастическую цепочку образов, постоянно с ними взаимодействуя. А другой малыш дальше игрушек в собственных руках не идет, ограничиваясь одушевлением, тех, что осязает.

Но даже самого энергичного фантазера и сочинителя необходимо на первых порах направлять, развивать, не говоря уже о стеснительных, замкнутых детках. Тогда они вырастут коммуникабельными, общительными, быстро обучаемыми. Им будет легко адаптироваться в новой обстановке, коллективе.

Как лучше всего действовать

Станьте примером, вдохновителем, организатором. Предложите игру подходящую по возрасту и развитию. Задайте тему, основные правила, если они есть и действуйте. Предоставьте ребенку свободу, не ограничивая его фантазию.

Если ребенок теряется или смущается, не ругайте, не подгоняйте. Вовлекайте его в игру не спеша, помогая сориентироваться в новой ситуации. Дайте ему почувствовать, что он хорошо справляется, вам нравятся его ответы, сюжеты.

Будьте сами как дети – позитивными эмоциональными выдумщиками. Откажитесь от фразы: «Так не может быть». В сказочном мире – все бывает. Ваше вдохновение, увлеченность передастся малышу, и игра получится интересной, необычной.

Каждому возрасту свои игры

Дошкольники от 3-х до 6-ти лет

Они активно придумывают всевозможные ситуации. Их увлекают забавы, где главный посыл: «Как будто». Они любят прятаться, не обязательно используя укромные места, а, например, под «шапкой-невидимкой».
Краски, фломастеры и листы ватмана – все, что нужно, чтобы изобразить свой мир. Дайте детям поле деятельности, и они проявят себя.

Актерские способности также развивают воображение. Домашний спектакль с простым сюжетом, где малыш может сыграть не одну, а все роли, перевоплощаясь в разных персонажей. Он будет с удовольствием репетировать, учиться изображать определенные эмоции, действия. К такой игре можно привлечь знакомых деток.
Также дошколятам нравится строить, используя конструктор, яркие цветные блоки. Вы можете дать задание что создать или предложить тему творчества.

Примеры игр

  • Дорисовки. Пусть ребенок на чистом листе поставит кисточкой жирные точки, которые вы превратите в человечков или инопланетян, дорисовав им ручки, ножки, голову. А потом смените амплуа и отдайте малышу карандаш для дорисовывания ваших точек-пятен. При необходимости усложните игру, вырежьте некоторые фигурки и сочините о них историю.
  • Фантазии на природе. Гуляя в парке, лесу или выехав на пикник, предложите малышу внимательно приглядеться вокруг. Вот ползет жук по травинке: как ты думаешь куда он спешит, кто его ждет, какие у него дела, кто его друзья, а кто враги? Взгляни на облака в вышине, вон они какие забавные: на что похоже, от кого убегает, к кому полетит? Давай сочиним сказку про это облачко. И так далее.

Младшие школьники (от 7-ми до 8-ми лет)

В этот период дети уже играют самостоятельно, подключая воображение. Они, используя имеющиеся игрушки, создают фантазийную зону. Например, кукольный домик, где разыгрываются какие-то ситуации. Мегаполис на всю комнату, построенный из кубиков, элементов LEGO, другого подручного материала. Затем город начинает жить и функционировать по сценарию, придуманному самим ребенком.

Рисование продолжает оставаться в фаворитах увлечений. Но теперь это не просто красочные пятна, единичный образ, а комикс, с цепочкой связанных сюжетной линией, картинок.

В играх дети наделяют «ожившие» игрушки разными характерами. Моделируют ситуации многоходового взаимодействия персонажей, усложняя историю.

Примеры игр

  • Комиксы. Расскажите любую историю про обычный предмет. Например, тополиные пушинки, которые отправились в путешествие, гонимые ветром. Одна зацепилась за сухую ветку, вторая ухватилась за хвост пролетевшей вороны, а третья уселась на шляпу важного господина. И вот, что было дальше… Пусть ребенок нарисует продолжение, проявив собственную фантазию. Рисование облегчает творческий процесс. Моделируя ситуации, вы можете проработать детские страхи, если такие есть.
  • Чудесное строительство. Запаситесь картонными коробками разных размеров, листами бумаги, клеем, скотчем. Предложите детям проявить фантазию и из имеющегося «строительного» материала построить дворец, замок или общежитие для кукол, многоэтажный гараж для машин или домик для животных. Воображение подскажет.

Школьники (от 9-ти до 11-ти лет)

Развитие пространственного и абстрактного мышления достигает активной фазы. В этот период максимально раскрывается творческий потенциал.

Дети примеряют на себя роль сценариста и режиссера домашнего или школьного спектакля. Он сможет стать инициатором такого мероприятия, ощущая вдохновение попробовать себя на новом поприще.

Желание писать стихи, прозу, рисовать более серьезно, конструировать, возникает именно в этом возрасте. Поощрение таких творческих всплесков дает великолепный эффект.

Примеры игр

  • Стенная газета. Выделите лист ватмана, карандаши, краски, пусть ребенок оформит выпуск. Это могут быть знакомые всем ситуации, рассказанные рисунками, например, как бабушка вяжет носки, дедушка смотрит телевизор, мама готовит обед, кот/собака спят на коврике. Такой себе семейный комикс. Газета может стать регулярной, а особенно красочной на праздники, дни рождения с поздравлениями и пожеланиями от каждого. Здесь могут появляться новые стихи, рассказы сына или дочки.
  • Найди сокровище. Какая-то условная ценность прячется. А чтобы ее найти нужно разгадать знаки на карте и проложить маршрут. Увлекательная игра для компании друзей.

Организовать творческие игры, вполне вам по силам. Наблюдайте за детьми, чтобы регулировать сложность, сохраняя уровень интереса. При необходимости, всегда можете проконсультироваться у наших специалистов: во что и как играть, чтобы развитие шло в правильном направлении.

Дата публикации: 12.08.2024. Последнее изменение: 18.08.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных