(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как проверить, какие звуки не говорит ребенок?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Как проверить, какие звуки не говорит ребенок?В норме ребенок к 5-6 годам должен выговаривать все звуки родного языка. Если этого не происходит, необходимо начинать специальные занятия для развития фонематического слуха и формирования правильного произношения. Практикующему логопеду не составит труда определить на слух, какие звуки никак не даются малышу, а как это сделать родителям еще до обращения к специалисту?

Важно учитывать!

  • В первую очередь нужно проверить, как малыш произносит шипящие ([ш], [щ], [ч], [ж]), свистящие ([с], [з], [ц]), звонкие непарные ([р], [л], [й]).
  • Не просите ребенка специально повторять за вами слова. Следует проверять звуки в живой речи. Попросите малыша рассказать стихотворение или пересказать историю. Слушайте внимательно, не поправляя.

Проверяем звуки

Для детальной проверки приготовьте комплект картинок. Они должны быть подобраны так, чтобы интересующий звук находился в слове в разных позициях – в начале, середине и конце. Например,

  • [ш] – шишка, шапка, карандаш,
  • [щ] – щётка, плащ, ящик,
  • [ч] – черепаха, печка, мяч, бочка,
  • [ж] – жук, ёжик, ножик,
  • [с] – собака, косички, автобус, [с’] – семь, гусь, гусеница,
  • [з] – зонтик, ваза, глаз, [з’] – зебра, зеркало, корзинка,
  • [ц] – цапля, огурцы, заяц, яйцо,
  • [л] – лампочка, белка, стул, [л’] – лес, телевизор, соль,
  • [р] – рыба, шарик, помидор, [р’] – рис, огурец, снегирь,
  • [й] – чайник, трамвай, лейка.

Когда ребенок будет называть изображенные предметы, внимательно слушайте.

Часто в слове звук может искажаться. Попросите ребенка произнести проблемный звук отдельно. Если он произносит правильно, то корректировать его не нужно. Достаточно потренироваться и закрепить звук в словах и фразах.

Читайте также: Игры на развитие внимания у младших школьников

Проверяем речевые органы

Правильному произношению звуков мешают дефекты развития уздечки языка и ослабленные мышцы языка и губ. Например, если уздечка языка очень короткая, то ребенок не может приподнять язык к верхним зубам. Иногда в этом случае кончик языка кажется раздвоенным, как сердечко.

При ослабленных мышцах языка и губ у ребенка не получится:

  • вытянуть вперед губы трубочкой;
  • растянуть губы в широкую улыбку (она будет выглядеть кривой);
  • распластать язык широкой лопаткой;
  • высунуть язык – кончик дрожит или направлен в сторону;
  • дотронуться кончиком до уголков рта.

Если у ребенка наблюдаются описанные затруднения, то следует без промедления обратиться к логопеду.

Читайте также: У ребенка появилось заикание в карантин, возможные причины и что делать

Дата публикации: 20.07.2020. Последнее изменение: 28.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных