Формирование математических представлений у дошкольников
Обучение детей дошкольного возраста математике — важная задача, отнюдь не включающая в себя лишь знакомство с последовательным счетом и названиями геометрических фигур. Хотя довольно часто родителям кажется, что этого вполне достаточно.
Развитие у ребенка математических представлений — это в первую очередь формирование логического мышления, памяти, внимания и стимулирование познавательных способностей.
В силу особенностей детского развития в дошкольном возрасте такие «серьезные» занятия должны проходить исключительно в игровой форме. Такой подход обеспечивает главное:
- Наглядность. В раннем возрасте детям трудно даются абстрактные понятия и рассуждения.
- Мотивация к познанию. Игровые элементы стимулируют ребенка к решению проблемы.
- Удерживание устойчивого интереса к процессу занятий.
- Активное участие в достижении цели.
Читайте также: Формирование красивого почерка у детей
Необходимые знания и навыки
Перед поступлением в первый класс дети должны освоить определенные умения — владеть карандашом и ручкой, уметь штриховать, рисовать и раскрашивать, познакомиться с буквами. На занятиях же математикой им нужно будет научиться ещё большему:
- разобраться с такими понятиями как число и множество, форма предмета, величина;
- освоить навык ориентирования в пространстве,/li>
- получить навыки счета, измерения и сравнения;
- научиться оперировать некоторыми математическими терминами (больше-меньше, равно, узкий-широкий, длинный-короткий и т. п.).
В процессе занятий у детей формируются навыки анализа и синтеза, обобщения и сравнения, расширяется активный речевой словарь. Само постепенное формирование математических представлений не только способствует боле успешному обучению детей в школе, но и развивает мышление. Поэтому дидактическим математическим играм уделяется значительное внимание.
Особенно это важно для детей, имеющих нарушения в развитии речи. Недостаточно развитый словарь, нередко сопутствующее отставание формирования высшей нервной деятельности приводят к тому, что детям труднее даются математические упражнения. Важно уделять в том случае играм большее внимание, соблюдая правило «от простого к сложному». Индивидуальный подход играет значительную роль, позволяя ребенку осваивать необходимые навыки в нужном ему темпе.
Математические игры и упражнения для детей
Изучение чисел, основ счета
- «Изобрази цифру». Для наглядности детям предлагается изобразить изучаемую цифру из подручного материала. Ее можно слепить из пластилина, выложить из веревочки, из палочек. В процессе ручного творчества происходит быстрое и уверенное запоминание.
- «Ищем цифру». Педагог показывает цифру на карточке и просит ребенка сказать, на что она похожа. Например, цифру 6 легко сравнить со вернувшейся змеей, замком, 0 — это бублик. Пусть дети включат фантазию!
- «Водитель». Эта игра хорошо подходит для закрепления изученных цифр. Ребенок перевозит на машине пассажиров. Расставьте в ряд игрушки, перед каждой положите карточки с порядковым номером. По заданию взрослого, «водитель» должен найти своих пассажиров. Например, в первую поездку поедут пассажиры под номерами 3, 5 и 8. Можно играть и на бумаге — нарисованные герои должны попасть каждый в свой дом (цифра на домике и игрушке должны совпадать или быть заранее указаны педагогом).
- «Теремок». На основе знакомой сказки легко повторять счет. В домик по одному приходят игрушки. Ребенок должен сказать, сколько стало жителей в теремке. На этой же игре можно отрабатывать названия порядковых числительных — зайка первый гость, лисичка — второй и т. д.
- «Счет на слух». Ребенок должен показать карточку с числом, указывающим сколько раз педагог хлопнул в ладоши.
Игры на изучение формы предмета
- Запомнить названия геометрических форм помогут игры с палочками. Попросите ребенка выложить из них треугольник, квадрат, прямоугольник — сначала по образцу, а затем самостоятельно. Такие задания развивают логическое мышление и стимулируют моторику.
- Геометрическое лото — увлекательная игра для компании. В процессе дети учатся сравнивать фигуры, находить предметы по образцу. К карточке с изображенной на ней геометрической фигурой надо найти пару, на которой нарисован предмет похожей формы. Важное условие — необходимо сказать ее название.
- Игра «Найди фигуру». На изображении ребенок должен найти знакомые геометрические фигуры и обвести их разным цветом.
Игры на формирования понятий «больше-меньше», «равное количество»
- «Чаепитие» — один из самых наглядных вариантов. Посадите за стол несколько игрушек, расставьте сбоку посуду. Хватит ли всем гостям чайных приборов? Расставляя перед каждой игрушкой чашки, ребенок может убедиться самостоятельно, больше или меньше посуды, чем гостей. Обязательно повторение слов, обозначающих эти понятия.
- Для старших дошкольников предлагаются более «серьезные» задания — посчитать количество углов у геометрических фигур, сравнить их, определить, насколько больше или меньше заданных на картинке предметов.
Игры для развития пространственной ориентации
- «Найди игрушку». Ребенок должен найти игрушку, местоположение которой задает педагог (слева от мишки, справа от стола, под тетрадкой).
- «Карта пиратов». На листе бумаги, изображающем остров, дети должны обозначить место пиратского клада. У каждого — свое задание (левый верхний угол, центр карты и т. д.).
- «Геометрический диктант». Дети рисуют в тетради по клеточкам под диктовку взрослого (от заданной точки одна клеточка вверх, одна вправо, одна вниз и одна влево).
- «Повтори орнамент». По образцу необходимо нарисовать в тетради по клеткам заданный узор.
Для развития логического мышления, навыков сравнения и сопоставления используются задания, построенные по принципу «Найди лишний предмет», «Продолжи цепочку». Не стоит забывать и игры на стимулирование внимания и памяти.
Учитывая особенности возраста, упражнения и задания должны чередоваться с активными играми. Даже играть в мяч можно с пользой для изучения математики. Например, развивать устный прямой и обратный счет намного интереснее в веселой игре.
Позитивный настрой, созданный игровой ситуацией, стимулирует детей к активному участию, поиску решений и стремлению к познанию. В результате математические представления и навыки формируются и закрепляются без утомления и в процессе самостоятельной работы.
Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.