Эхолалия у детей: симптомы и лечение
Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.
Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.
Что такое эхолалия
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
- Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
- Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.
Зачем ребенок повторяет слова и фразы?
Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:
- Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
- Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
- Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
- Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
- Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
- Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
- Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.
Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.
Диагностика и коррекция, лечение эхолалии
Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.
Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.
Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.
На что обратить внимание дома:
- Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
- Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
- Исключите возбуждающую обстановку, крики, скандалы.
- Не раздражайтесь. Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
- Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.
Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.
Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 28.08.2023.
Здравствуйте! Мы живем в Германии, сейчас приехали в Москву, будем здесь около двух месяцев. У нас что-то похожее на эхолалию. Скажите, возможно ли исправить ее за этот срок?
Здравствуйте!
Зависит от сложности случая, но обычно требуется больше 2х месяцев
Ребенок начал говорить в 1.11 месяцев.
Ребёнок в 2.5 повторяет слова. Умеет считать до 5. Знает цвета. Здоровается, прощается. Знает предметы, растения, животных, кто как говорит. Что как называется. Но построить предложение не может. К примеру если её что-то спрашиваешь, не отвечает. Рассказать что-то не может. К примеру что хочет кушать или что было в садике. В этом есть какие-то симптомы?
Аня..у нас похожая ситуауия..возможно вы уже не заходите сюда..но хотела поинтересоваться как у вас дела?
У нас та же проблема ..как дела у вас сейчас?
Добрый день. Сыну 3.5 года,живем в Испании,с сентября начал ходить в колледж,и начал эхолалить. Все что слышит за всеми повторяет. За посторонними людьми на улице,за детьми в школе,дома, за просмотром тв. и на испанском и на русском языке. Испанская речь дается с трудом. Говорит буквально 2-3 фразы и то заученные ,а дальше никак. т.е общение с детьми и учителями ограниченно,он не понимает их. Как быть? Стоит ли беспокоиться?