(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Артикуляционная гимнастика для малышей: как помочь ребенку заговорить?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 19 октября 2024. Записаться>>

Артикуляционная гимнастика для малышей: как помочь ребенку заговоритьНачать говорить – трудная, но важная задача для малыша. Слушая родителей, наблюдая за ними, он интуитивно старается повторить, воспроизвести правильные звуки. Но получается не всегда, не с первого раза, а для некоторых детей нужна помощь, поддержка. Взрослые могут помочь в этом, занимаясь с ребенком артикуляционной гимнастикой.

Какая польза от занятий

Язык, щеки, гортань, нёбо – вот далеко не все органы, участвующие в воспроизведении звуков. С самых первых дней жизни человек учится их использовать. В то же время они, как любые мышцы поддаются тренировке. Чем чаще их задействовать, тем более ловкими, выносливыми, подвижными станут. Агуканье, гуление – все это природные упражнения для развития речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика, проводимая регулярно усиливает эффект:

  • Улучшается кровоснабжение органов, задействованных в артикуляции
  • Повышается их нервная проводимость, они становятся пластичнее, подвижнее
  • Укрепляется мышечная система артикуляционных органов
  • Приобретаются навыки удержания в нужном положении языка, губ, щек
  • Амплитуда движений увеличивается
  • Снижается напряженность в действиях
  • Ставится правильное произношение.

Упражнения, добавленные к естественному процессу развития, дают ему толчок, правильное направление. Те, кто только начинают говорить, делают уверенные шаги вперед, произнося четче звуки, а затем и слова. Занятия помогают подкорректировать неправильное произношение, научить артикуляции. Но чем раньше этому уделить внимание, тем быстрее и лучше результат.

Какие действия родителей развивают речевую сферу ребенка

  • Постоянное общение. Отложите в сторону телефон, будьте в постоянном словесном контакте с ребенком. Если вы хотите научить его говорить, как можно больше разговаривайте с ним. Не молчите, каждое свое действие объясняйте. Речь должна из вас просто литься. И неважно, что малыш не отвечает. Он все слышит, впитывает, запоминает.
  • Говорите простыми словами, предложениями. Можно повторять фразы, отдельные слова, звуки.
  • Пусть он видит ваше лицо, следит за тем, как вы складываете губы, артикулируете.
  • Четко выражайте эмоции при разговоре, например, когда восторгаетесь, изумляетесь, восхищаетесь.
  • Показывайте картинки с предметами, чтобы знакомить с новыми словами.
  • С самого раннего возраста обязательно читайте малышу книги.

Условия достижения эффекта от артикуляционной гимнастики

  • Систематичность. Занимайтесь каждый день. Это может быть любое время в течение дня. Но следите, чтобы между приемом пищи и началом упражнений прошел как минимум час.
  • Интенсивность. Не нагружайте ребенка дольше 10-ти минут. А по количеству упражнений за один раз, не больше 5-ти.
  • Качество выполнения. Повторяйте с малышом задания до 7-ми раз. Следите, чтобы он все правильно выполнял. Лучше, чтобы ребенок сидел в удобном расслабленном положении с опорой под спину. Если заметите ошибки в выполнении, значит он переутомился. Сделайте паузу.
  • Удерживайте определенное положение (статические позы) в течение 10 секунд. Можно вслух отсчитывать.
  • Плавное восхождение. Предлагайте первыми простые упражнения, постепенно переходя к сложным.
  • Эмоциональность. Всё занятие подавайте в игровой форме, чтобы малыш был в приподнятом настроении, выполняя всё без напряжения.
  • Наблюдение. Выбирайте место для занятий перед большим зеркалом, в котором будет видно учителя и ученика.
  • Сначала показывайте, что нужно делать, акцентируя внимание на тонкостях, которых сразу не видно. Затем следите за исполнением, плавностью, ритмом. При необходимости, помогайте ребенку сложить особо сложные артикуляционные позы, направляя его язык чистым пальцем, шпателем, ручкой от маленькой ложки.

Помните, все получится, но, если вы проявите терпение и выдержку. Не ждите мгновенного результата. Не ругайтесь, не повышайте голос, но хвалите за малейший успех, поощряйте усердие и труд. Сохраняйте увлеченность малыша занятиями. Тогда эффект точно будет.

Примеры упражнений

  1. «Окошко» – с широкой улыбкой открываем рот. Видны все зубы. Язык расслабленный. Плотно притягиваем его к нижним зубам, не поднимая корень языка. Остаемся в позе 10 секунд.
  2. «Забор» – делаем самую широкую улыбку, чтобы видно было зубы сверху и снизу. Челюсть ровно сомкнута, не перекошена. Удерживаем положение до 10 секунд.
  3. «Трубочка» – плотно сомкнутые губы вытягиваем вперед. Удерживаем это положение. Наблюдайте за нижней челюстью, она не должна опускаться.
  4. «Лопатка» – открываем рот с улыбкой и располагаем на нижней губе кончик расслабленного широкого языка.
  5. «Иголочка» – улыбаемся с приоткрытым ртом, язык напряженный, узкий. Располагаем его между челюстями, не касаясь зубов. Следите, чтобы язык оставался узким.
  6. «Качели» – улыбка как в упражнении «Забор», но рот открыт. Язык расслабленный, широкий. Поднимаем его к верхним резцам, затем к нижним. Повторяем несколько раз.
    «Пузыри» – берем стакан с водой и коктейльную трубочку. Пусть малыш пытается как можно дольше выдувать пузыри в воде.

  7. «Подражание» – стараемся по заданию воспроизвести звуки лошадиных копыт (ЦОК-ЦОК-ЦОК), фырканья ёжика (ФЫР-ФЫР-ФЫР; ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ), уханья совы (УФФ-УФФ-УФФ)
  8. «Ураган» – надуваем щеки и показываем, как дует ветер разной интенсивности от легкого дуновения, до бури и урагана.
  9. «Танцы» – веселые произвольные движения с притопами (ТОП-ТОП) и прихлопами (ХЛОП-ХЛОП). И разминка, и тренировка.

Чередуйте статические и динамические упражнения. Вставляйте веселые паузы, когда малыш может подвигаться, встать, побегать, снять напряжение. Обращайте внимание на состояние ребенка, его желание заниматься. Если видите, что он отвлекается, значит остановитесь.

В какой-то день малыш будет активный, внимательный, старательный на протяжении всего занятия, а в какой-то, после двух упражнений загрустит. Не стоит его заставлять. Спросите о его желании продолжать «играть», сделайте так, как он просит.

А если вы сами почувствуете, что у вас не хватает времени, сил, опыта, знаний, всегда можете обратиться к специалисту. Профессиональный логопед найдет нужный подход к вашему ребенку, подберет развивающие упражнения, проведет занятия.

Дата публикации: 14.10.2024. Последнее изменение: 14.10.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных