8 распространенных нарушений письменной речи у школьников
Родителей малышей детсадовского возраста волнует, как говорит ребенок, а вот у мам и пап школьников — другие проблемы. С началом учебы у ребенка могут появиться сложности с письменной речью. И очень часто это отнюдь не означает, что ваше сокровище не слишком усердно грызет гранит науки. Трудности с обучением могут быть связаны с нарушениями речи.
Письменная речь
Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение « с листа», то есть чтение.
Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы — внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника.
Для того, чтобы письменная речь формировалась правильно, необходимо несколько составляющих:
- Развитая система психических факторов — память, мышление, внимание, воображение, способность к самоконтролю, анализы и синтезу.
- Сформированные двигательные навыки, мелкая моторика.
- Способность к восприятию — зрительному, фонематическому.
- Правильно и хорошо развитая устная речь.
Последний пункт отнюдь не является менее значимым. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык. По этой причине крайне важно решить все возможные логопедические проблемы у ребенка до начала учебы в школе.
Нарушения письменной речи могут проявляться в разных видах в зависимости от наличия тех или иных проблем. Обращение к логопеду поможет справиться с ними и помочь ребенку успешно учиться в школе.
1. Дислексия
Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.
Для нее характерны:
- неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены);
- ударения ставятся не в том месте;
- слово не дочитывается до конца.
- в процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.
Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.
2. Дисграфия
Постоянные, не связанные со знанием орфографических правил, ошибки при письме, являются характерной особенностью дисграфии. Ошибки эти отличаются нелогичностью и даже неожиданностью для учителей и родителей. «Корова» может превратиться в «крову», «апрель» в «атрель», буквы переворачиваются, а слова в отдельном предложении не связываются между собой.
Назидания, традиционные занятия с ребенком и даже наказания не могут привести к результату. Все дело заключается в том, что дисграфия возникает не от непослушания ребенка, а в связи с недостаточной сформированностью высших психических функций, нарушениями различных составляющих речи.
3. Дисграфия акустическая
Выражается в замене букв на близкие по звучанию, неправильном обозначении мягкости звука. Связан этот процесс с неспособностью связать звук с буквой и правильным восприятием и анализом услышанного.
Причем все звуки в процессе речи ребенок произносит правильно, у него нет проблем с артикуляцией.
К примеру: «письмо» — «писмо», «поет» — «боет».
Читайте также: Исправление речи при дизартрии
4. Дисграфия артикуляторно-акустическая
Этот вариант проявляется при имеющихся проблемах со звуковым восприятием и с произношением звуков. То есть, ребенок «пишет то, что слышит».
- произвольно использует на письме звонкие согласные и глухие, меняя их местами;
- чередует свистящие и шипящие;
- пропускает мягкий знак;
- смешивает аффрикаты и их составляющие;
- произвольно меняет гласные первого и второго ряда.
Проблему не удастся решить, пока логопедом не будет поставлена правильная артикуляция всех звуков и не освоены навыки фонематического слуха.
Например: «кошка» — «коска», «качели» — «катели».
5. Дисграфия аграмматическая
В данном случае во время письма нарушается грамматический строй речи:
- нарушается связь слов в предложении, словосочетания не согласованы между собой;
- существительные ставятся в неправильное число, падеж или род;
- заменяются приставки и суффиксы;
- изменяется сама конструкция предложения.
Заметной проблема становится к 3 классу, когда владение грамматикой становится необходимым условием для учебы. Родителям следует быть настороже.
Пример: «Красивый машина», «Катя и Лена едет на машине».
6. Дисграфия оптическая
Буквы состоят из определенного набора элементов — крючочков, палочек, кругов, овалов и пр. При наличии проблем со зрительно-пространственным восприятием, процессом анализа и синтеза у школьников могут возникать типичные ошибки:
- буквы пишутся в зеркальном отображении;
- появляются лишние элементы у букв («каша» — «кашшша»);
- детали букв «отрываются» друг от друга или возникает разрыв между написанными
- буквами в одном слове;
- заменяются буквы визуально похожие (в — д, т — п, и — ш).
Читайте также: Гиперактивный ребенок: советы родителям
7. Дисграфия, возникающая при нарушении процессов анализа и синтеза
Данный вариант встречается довольно часто, поэтому родителям нужно обратить внимание, если ребенок регулярно повторяет ошибки такого рода:
- меняются местами слоги и отдельные или же опускаются вовсе («кукла» — «кулка», «кука» и т.д.;
- слова не дописываются до конца;
- в словах появляются дополнительные буквы (« машина» — «маашина»);
- предлоги написаны слитно со словами, а приставки, наоборот, отдельно;
- в словах перепутаны отдельные слоги из соседних слов.
Повторим, здесь дело отнюдь не в том, что ребенок не достаточно старается или недостаточно усердно делает уроки. Проблемы дисграфии имеют более глубокие корни. Ребенку обязательно требуется помощь логопеда.
Верная диагностика состояния и своевременные коррекционные меры способны исправить ситуацию и добавить положительных оценок в дневник и мотивации к учебе.
8. Дизорфография
Есть и еще одна проблема письменной речи. Дизорфография – это устойчивая неспособность применять на практике правила орфографии. Признаком этого состояния являются частые орфографические ошибки у школьников, обладающих нормальным уровнем интеллектуальных способностей. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.
Причиной дизорграфии специалисты считают недостаточно развитые знания словообразовательного анализа, сниженную мотивацию к обучению, запоздалое развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, способности к анализу и синтезу).
Для решения всех этих проблем следует обратиться к специалистам. Логопедические занятия, построенные с учетом особенностей ребенка, помогут справиться с нарушениями, и в конечном итоге ваш школьник станет более успешным.
Важно понимать тот факт, что сложности в освоении письменной речи значительно проще предотвратить, а не исправлять. Работу нужно начинать в дошкольном возрасте, до начала обучения письму. Хорошо развитая устная речь, своевременные консультации и занятия с логопедом помогут ребенку избежать многих трудностей во время учебы в школе.
Дата публикации: 26.01.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.
Добрый день! Ребенку 10 лет, проблема с русским языком. В школе пишем, как слышим! Катастрофа полная, сами не справляемся. Учительница сказал, что тоже помочь не может. Нужен логопед.
Скорее всего у Вашего ребенка дисграфия, здесь школьный учитель не поможет — Вам нужен именно логопед. Обычно с этой проблемой обращаются в 1-2 классе. Поэтому не запускайте, как можно скорее посетите специалиста.