(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Гиперактивный ребенок: советы родителям

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Гиперактивный ребенок: советы родителямНесколько советов родителям гиперактивного ребенка.

Совет первый — режим

Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.

Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.

Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.

Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.

Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.

Совет второй — побольше движения

Гиперактивному ребенку обязательно надо выплеснуть свою энергию. Создайте же для этого подходящие условия:

  1. Прогулки на свежем воздухе обязательны. Но не старайтесь заставить свое сокровище чинно прогуливаться «за ручку» в новых белых брючках. Пусть он бегает-прыгает-лазает и скатывается с горок. Вспомните дворовые игры из своего детства — и вам приятно окунуться в прошлое, и ребенок будет счастлив поиграть вместе.
  2. Спортивная секция — очень неплохой выход. И для здоровья полезно, и для психики, и для воспитания привычки слушаться старшего, выполнять упражнения в правильной последовательности. Обязательно учитывайте интересы и возможности ребенка. Если у него «совсем не получается» или его поведение вызывает конфликты с тренером, может быть, стоит поискать другое занятие. Очень часто тот факт, что в каком-то виде деятельности СДВГ-шка оказывается «на коне», стимулирует его на более сдержанное поведение.
  3. Дома тоже неплохо устраивать небольшие физкультминутки. Особенно если вы проводите какие-то развивающие занятия или выполняете школьную домашнюю работу. Усидчивость — не самая сильная сторона вашего ребенка, так что не стоит заставлять его долго корпеть над книжками. Позанимались — придумайте какую-нибудь игру, чтобы сбросить напряжение.
  4. Приобретите домашний спорткомплекс. На нем ребенок не только сможет выплескиваться свою активность, но и стане более ловким, что позволит ему уберечься от возможных травм из-за своей непоседливости.

Совет третий — используйте способы расслабления и успокаивания

Нервная система у гиперактивных детей довольно слабая. С чрезмерным возбуждением она не справляется. Ищите подходящие способы ее расслабления:

  1. Вода — великий лекарь для неустойчивой психики. Запишитесь в бассейн. Не обязательно посещать секцию, можно ходить просто поплавать и поиграть вместе с родителями. Дайте возможность ребенку дома играть с водой — с игрушками в ванне, корабликами в тазу.
  2. Занятия с песком, глиной, пластилином также успокаивают и приводят в порядок нервную систему. Пересыпание мелкого песка, лепка снимают напряжение, агрессию, развивают воображение. Если боитесь испачкать новый ковер, играть можно на кухне или в ванной. Купите детский кинетический песок (к нему часто прилагаются небольшая песочница или клеенчатый коврик).

Совет четвертый — хвалите и поддерживайте ребенка

Дети с СДВГ отличаются высокой чувствительностью к положительной оценке. Обязательно отмечайте все его достижения, даже самые незначительные. Даже если не получилось, но ребенок прикладывал усилия — похвалите.

При этом не забывайте, что ругань и выговоры гиперактивный ребенок как раз-таки игнорирует. Не создавайте слишком много ограничений и запретов. Если что-то не разрешаете, постарайтесь донести до сына или дочки, почему этого делать нельзя.

И, конечно, исключите физические наказания. Доверие и любовь должны стать основой вашей семейной жизни.

Совет пятый — учитывайте особенность вашего ребенка

Несомненно, нельзя подстроить всю жизнь под свое — даже самое любимое — чадо. Дети с гиперактивностью плохо переносят большие скопления людей, нарушения режима, вынужденное бездействие (например, в очереди или транспорте). Однако совсем избежать таких условий нельзя. В этом случае не нервничайте и не заводитесь, просто продумайте все заранее.

  1. Возможно, в магазин можно выбраться на выходных, оставив ребенка с кем-то из родственников.
  2. В самолет или автобус взять побольше игрушек, которые отвлекут и помогут спокойно провести время. Старайтесь выбирать проверенные варианты.
  3. Может быть, стоит на время отложить посещение детских мероприятий или быть готовыми к тому, что придется уйти с представления пораньше. Берегите ребенка от переутомления!

Читайте также: Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Совет шестой — не игнорируйте профессиональную помощь

Ждать, пока ребенок «перерастет» — не самая верная тактика. Дело не только в том, что СДВГ может не «пройти» сам собой, ведь бывает, что у детей школьного возраста этот синдром только проявляется. Само по себе состояние не дает ребенку успешно общаться с окружающими, социализироваться, успешно учиться.
Проблемы с обучением всегда идут рука об руку с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. При полном отсутствии каких-либо проблем с интеллектом, ребенок не успевает в школе. Поэтому очень важно постараться как можно раньше скорректировать это состояние.

Кто может помочь:

  • Невропатолог. Этот специалист диагностирует состояние ребенка и может назначить медикаментозное лечение.
  • Психолог — поможет наладить поведенческие проблемы, займется работой над развитием эмоционально-волевой сферы.
  • Дефектолог — профессионал, занимающийся коррекцией работы высшей психической деятельности. Занятия с этим специалистом помогут развить внимание, память, научиться выполнять последовательные задания и подготовиться к успешной учебе в школе.

Для того, чтобы добиться успеха, лучше всего совмещать лечение лекарственными препаратами и корректирующие занятия.

Совет седьмой — ищите пути «скорой помощи» своему ребенку

В ситуациях, когда гиперактивный ребенок не может себя контролировать, проявляет гнев, раздражение, явно переутомлен и капризен, ему не помогут ваши поучения и наставления. Необходимо искать способы переключить его внимание, отвлечь.
В каждой семье находятся свои подходы и способы, ищите тот, который подойдет вашему ребенку:

  • Неожиданная реакция (повторение действий ребенка, напевание песенки).
  • Объятия.
  • Демонстрация происходящего со стороны (повернуть ребенка к зеркалу или сфотографировать).
  • Переключение внимания (вместо того, чтобы запретить какое-то действие предложить другое — напр., «а ты умеешь прыгать через скакалку? Я могу 10 раз подряд, а ты?»)

Главное в этих подходах, чтобы они не вызывали раздражение. Ваша задача — поддерживать спокойное и ровное настроение. Предлагайте разное, что-то подходящее обязательно найдется.

Совет восьмой — контролируйте время

Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.

Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.

Совет девятый — поощряйте вовремя

Награда должна «найти героя» в соизмеримый для него отрезок времени.

  • Обещание «Получишь подарок, если весь месяц будешь хорошо себя вести» не работает.
  • «Если сделаем задание за час» или «Если сегодня в садике ты будешь слушаться и хорошо заниматься, по дороге домой купим шоколадку» — более понятные и выполнимые для ребенка условия.

Хорошо работает с детьми с СДВГ система наградных жетонов, наклеек или картинок. Повесьте на стену лист ватмана и прикрепляйте к нему призовую звездочку за каждое достижение. В таком случае очень наглядно и более реально для ребенка получить «большой приз» — например, когда звездочек станет 10 или 20.

Правило десятое — верьте в ребенка

Самое главное, что могут сделать родители, это создать благоприятную обстановку для своего ребенка. Уделяйте ему внимание, выслушивайте, поддерживайте и будьте спокойны сами.

Для достижения положительного результата в коррекции СДВГ требуются несколько составляющих — медицинское сопровождение, занятия с дефектологом и участие в этом процессе семьи.

Дата публикации: 02.03.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Комментарии (2)
    1. Галина Дмитриевна

      Подскажите, кто может поставить диагноз гиперактивность? Участковый педиатр на мои вопросы всегда отвечает, что ребенок растет и это с возрастом пройдет. Но меня беспокоит, что слишком большая активность может помешать учебе в школе.

    2. Хотя моему сыну педиатр не ставит СДВГ, обязательно воспользуюсь вашими советами. Спасибо за интересную информацию!

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных