Занятия логопеда с детьми 2-5 лет
Правильное становление речи – важнейшее условие гармоничного развития ребенка. К сожалению, не всегда развитие речи происходит гладко. Важно понимать, что такие проблемы не исчезают сами собой, ребенок их не «перерастает», малышу требуется помощь специалиста.
Когда следует посетить логопеда?
Признаки нарушения речевого развития игнорировать нельзя ни в коем случае. Мы рекомендуем срочно записаться к логопеду, если:
- ребенок не выговаривает звуки в соответствии с возрастной нормой;
- «проглатывает» окончания или целые слова,
- непроизвольно заменяет один звук другим,
- знает очень мало слов, и его могут понять только родственники;
- в 2-3 года не правильно произносит слова;
- в 4-5 лет употребляет мягкие звуки вместо твердых (например, «ель» вместо «ел»);
- во время речи ребенок запинается, повторяет звуки и слоги, заикается;
- не может запомнить короткое стихотворение, пересказать несложную историю, рассказать о событии, которое с ним произошло;
- в 3-4 года не говорит фразами, имеет бедный словарный запас;
- в словах меняет местами звуки или слоги;
- в дошкольном возрасте не выговаривает звуки, испытывает проблемы с овладением письменной речью.
Ребенка нужно срочно показать неврологу и логопеду, если в 2-3 года в его словаре присутствуют только простейшие лепетные слова, он не понимает обращенную речь или предпочитает общаться с помощью жестов и мимики.
Как развивается речь ребенка?
Нормы становления речи описаны по возрастам, но все дети развиваются по-разному. Допустимое отставание от сверстников – не более полугода. Если задержка длится дольше, то нужно посетить логопеда.
- В течение первого года жизни у ребенка появляются первые лепетные слова. К 12 месяцам он должен различать жесты, простые слова типа «мама», «дай», произносить 3-4 слова.
- В 2 – 2,5 года словарный словарь должен составлять не менее 50 слов. Ребенок говорит фразами из 2-3 слов. Появляются звуки [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г].
- В 3 года дети, как правило, овладевают грамматическим строем родного языка: свободно употребляют падежные формы, единственное и множественное число, служебные части речи. Ребенок говорит предложениями.
- В 4 года в речи появляются шипящие и свистящие звуки, предложения усложняются. Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми.
- В речи пятилетнего ребенка появляются самые трудные сонорные звуки – [р] и [л]. Остальные звуки дети произносят хорошо, четко говорят знакомые слова.
- Ребенок может выучить короткое стихотворение, пересказать историю по картинкам.
Вопреки расхожему мнению, что раньше 5 лет нет смысла идти к логопеду, рекомендуется обязательно показать малыша специалисту в три года. Особенно это важно, если
- вы заметили, что есть отставание в развитии речи, пусть даже незначительное;
- ребенок не посещает детский сад;
- вы уже пробовали заниматься самостоятельно, но без видимых результатов;
- речь малыша малопонятна, и с ним может общаться только мама;
- в прошлом ребенок перенес травму головы, сильный стресс или тяжелую инфекцию;
- малыш наблюдается у невролога;
- беременность протекала тяжело, были сложные роды.
Серьезные отклонения, как правило, уже проявляют себя к 3 годам. Крайне важно не упустить время и начать коррекцию. Чем раньше вы начнете заниматься, тем быстрее ребенок сможет догнать сверстников.
Начинать занятия с логопедом в 3 года отнюдь не рано. Трехлетки уже хорошо умеют выполнять задания, повторяя за взрослым, и охотно идут на контакт.
Читайте также: Развитие внимания у детей 3-4 лет
Что происходит во время первого занятия?
Для полноценного логопедического обследования и постановки диагноза часто требуется больше одного занятия. Речь – очень сложный процесс, поэтому диагностика всегда проводится комплексно.
- Сначала логопед беседует с родителями: необходимо выяснить, как рос и развивался ребенок, какие болезни и травмы он перенес, как протекали роды и беременность.
- Затем логопед осматривает речевые органы малыша, оценивает состояние зубов, правильность прикуса.
- Следующий этап – оценка общей моторики. Логопед просит малыша пройтись, попрыгать, выполнить задание на ловкость, равновесие.
- Далее логопед определяет, сколько слов в активном и пассивном словаре, может ли ребенок правильно использовать формы единственного и множественного числа, падежи, интонацию. Педагог проверяет, соответствует ли произношение, темп, выразительность речи, владение лексическим и грамматическим строем языка возрастной норме.
В заключение логопед составляет индивидуальную программу занятий. Длительность коррекции зависит от сложности речевого дефекта.
Чем обычно занимается ребенок с логопедом?
Каждое занятие планируется с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка. Разные виды упражнений постоянно сменяют друг друга, поэтому малыш не успевает устать и материал усваивается полностью.
- Пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Двигательные центры головного мозга расположены рядом с центрами, отвечающими за речь, мышление внимание, память, способность концентрироваться, контролировать эмоции. Упражнения построены на одновременном движении обеих рук, что способствует укреплению межполушарных связей.
- Артикуляционная гимнастика для развития и укрепления мускулатуры речевых органов. Упражнения выполняются вместе с логопедом.
Читайте также: Развитие памяти у детей 3-4 лет
- Упражнения на пополнение активного и пассивного словаря и освоение грамматического строя языка. Это специально подобранные стихотворения, работа с сюжетными картинками, игры и задания.
- Звукоподражательные игры помогают сформировать правильное восприятие речи и развить фонематический слух. Когда ребенок научится верно слышать звуки, то ему будет легче правильно их воспроизвести.
- Логопедический массаж, логопедические кинезиотейпирование – для снятия мышечного спазма и налаживания работы речевых органов.
В конце занятия логопед дает домашнее задание. Его нужно обязательно выполнять, чтобы процесс коррекции не прерывался. Только в этом случае можно добиться устойчивого положительного результата.
Дата публикации: 26.04.2021. Последнее изменение: 30.08.2023.