Упражнения нейропсихолога для детей от 3 до 7 лет
Гармоничное развитие детей – это путь, который родители могут пройти вместе с опытными и знающими специалистами. Сегодня для этого разрабатываются полноценные планы занятий, коррекционные курсы, а также индивидуальные программы, которые помогают не только подтянуть отстающие умения, но и стимулировать развитие сильных сторон ребенка.
Список упражнений во многом зависит от особенностей малыша, однако сегодня родителям доступно множество простых и эффективных упражнений. Они в игровой форме разовьют реакцию, координацию, память и восприятие.
Универсальный комплекс для детей любого возраста
Следует начать с базовых упражнений, которые позволят развивать ребенка как индивидуально, так и в группе.
- «Зоркие глазки». Задача проста, игрушка или другой предмет перемещается перед глазами ребенка в хаотическом порядке. Движения должны быть плавными, но достаточно активными. Задача малыша – следить глазами за вещью не используя шею и не поворачивая голову.
- «Ушки на макушки». Эта игра развивает внимание и фонематическое восприятие информации. При определенном звуке малыш должен совершить действие, например, поднять руку вверх или улыбнуться. Ребенок закрывает глаза и слушает ведущего, который издает различные звуки, в том числе контрольный. Звуки можно заменить перечислением алфавита.
- «Вдохи, выдохи». Данное упражнение – это эффективный инструмент нейропсихологии и отличная дыхательная зарядка. Ребенок ложится на спину и вытягивает руки вдоль туловища, тело должно быть спокойным, а внимание сосредоточенным. Затем взрослые считают до 3х, после чего малыш делает вдох и задерживает дыхание. Как только взрослые опять досчитают до 3х, воздух следует с силой выдохнуть. Можно усложнить упражнение, добавляя больше цифр в счет, например на 3 вдох, а на 7 выдох и так далее.
Дети до трёх лет не способны выполнять упражнения, поэтому для их развития рекомендуется использовать массаж, плавание, читать книги и развивать мелкую моторику.
3-4 года – это время активных занятий
В этом возрасте многие дети хорошо говорят, лучше фокусируются на предметах и совершают ожидаемые от них действия.
- «Волшебные дубки». Игра требует несколько стульев и свободное пространство. Стулья, они же дубки, выставляются в шахматном порядке, задача ребенка – аккуратно проползти между ними, лежа сначала на животе, потом на спине. Прикасаться к «дубкам» нельзя, иначе прилетит щекотка.
- Вариации «Море замри». Эта игра универсальна и очень любима детьми.
«Хлопаем в ладоши» начинается игра с громкого хлопка, он означает, что пора двигаться. Затем через некоторое время звучит второй хлопок, после которого двигаться запрещено. Игра становится интереснее, если делать паузы между хлопками разной продолжительности.
Второй вариант предполагает музыку, которая будет служить фоном. В данном случае ребенку не нужно идти до ведущего, ведь он будет танцевать. Командами «Замри» и «Отомри» родители задают темп игре, а ребенок сможет не только отточить внимание и координацию, но и потратить энергию в танце. Завершать подобные игры следует простым счетом до 10, после чего малыш должен тихонечко присесть, успокоиться. - «Бесстрашный гимнаст». Игра позволяет развивать не только координацию, но и фантазию малыша. Положите на пол веревку и расскажите ребенку, что подстерегает его за ее пределами. Дети часто играют в подобные игры, представляя, что вокруг огонь, лава или пропасть. Важно следить за тем, чтобы малыш шагал по веревке, плотно прижимая стопы.
Читайте также: 8 книг для развития детей от опытных нейропсихологов
Возрастная группа 4-5 лет
- «Игры с прыжками». Берем ранее знакомую веревку или обруч, выкладываем их на полу. Это может быть круг, тогда перед ребенком появится озеро, а может быть ровная линия, в этом случае расскажите о том, что это река. Определите, что слева или снаружи обруча расположен «берег», а вот внутри или справа от веревки водичка. Теперь по команде взрослого ребенок должен запрыгнуть «в воду» или выпрыгнуть на «берег».
Игру можно усложнить. Теперь взрослый не только говорит, но и показывает. Договоритесь о том, что важнее слова или действие. Сказали «Река!» и остались стоять на месте, дети должны отреагировать, отталкиваясь от правил игры. Историю с берегами можно заменить обычными классиками. Главная задача добиться того, чтобы ребенок прыгал сначала двумя ногами, потом только левой или правой ногой. - «Настольный теннис». Веселая игра, которая будет интересна и взрослым. На стол кладется небольшой и легкий шарик, перо или иной предмет. Задача участников задуть «мяч» на территорию соперника или сдуть со стола. Главное условие: не прикасаться к предмету.
В 5-7 лет используем игры для приобретения навыков
«Я забыла, помоги мне!». При желании можно сделать карточки с заданиями или использовать игру в повседневных делах. Например, наливая чай, родители вдруг забывают, что нужно сделать и тогда ребенок приходит на помощь. Задача малыша дать четкие и последовательные инструкции: нагреть чайник, взять кружку, насыпать заварки и налить кипятка.
Читайте также: Сколько стоят занятия с нейропсихологом и почему это недешево
Темы для игры могут быть абсолютно любыми, главное чтобы ребенок 5–7 лет мог их детально описать.
В последующие годы задания усложняются, больше внимания уделяется памяти и координации. Однако многие умения закладываются в простых на первый взгляд играх и упражнениях, которые можно легко повторить в домашних условиях. Но это не отменяет профессиональной консультации, так как только опытный врач сможет подсказать, на что именно стоит обратить внимание. При необходимости он составит индивидуальный план занятий и подберет наиболее полезные упражнения.
Гармоничное развитие ребенка – это его возможность к дальнейшей реализации заложенного потенциала. А чуткое отношение родителей и внимание нейропсихолога позволяют устранить многие препятствия на его пути еще до того как они станут активно проявляться и влиять на самоопределение малыша.
Дата публикации: 11.07.2022. Последнее изменение: 28.08.2023.