Тахилалия у детей — быстрый темп речи
При тахилалии ребенок говорит слишком быстро. При норме произнесения до 15 звуков в секунду, в данном случае человек способен «выдавать» до 20-30. При этом часто страдают также и звукопроизношение, лексическая и грамматическая стороны речи.
Помимо ускоренного темпа разговора у детей отмечается также и моторное беспокойство, что объясняется нарушениями в работе высшей нервной системы.
Почему он говорит так быстро?
Определенного мнения по поводу причин возникновения тахилалии у специалистов пока нет. Однако выделяется несколько факторов, которые провоцируют изменения темпа речи:
- Наследственность (по результатам исследований в семье, где есть ребенок с тахилалией, как правило, всегда находится близкий родственник с таким диагнозом).
- Склонность детей к подражательству в данном случае может сослужить плохую службу, так как слыша речь в быстром темпе, ребенок начинает говорить так же.
- Другие причины относятся к различным поражениям работы нервной системы, в результате чего происходит повышение темпа моторики и разговорной речи — различные нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, неврологические заболевания.
- Неврозы и неврозоподобные состояния.
Виды тахилалии:
- чистая — когда помимо ускоренного темпа речи у ребенка нет других нарушений;
- в сочетании с нарушением звукопроизношения;
- с неправильным грамматическим построением фраз;
- с трудностями в подборе слов, перестановкой и повтором слогов;
- с нарушением слухового внимания.
Как отличить виды тахилалии?
Дети с тахилалией не только спешат говорить, это состояние как следствие нарушения работы нервной системы имеет ряд характерных признаков:
- Запинки, повторы, проглатывание слогов и даже слов.
- Нарушения внутренней речи.
- Ускоренные, суетливые моторные движения. Возбуждение даже во сне.
- Снижение объема памяти
- Вспыльчивость, раздражительность, внезапная агрессия.
- Нарушения в письменной речи.
- Неправильное дыхание во время разговора. Ребенок так торопится что-то сказать, что не всегда даже успевает набрать воздуха для вдоха. Соответственно нарушается и тембр речи и ее выразительность. Речь становится монотонной, не окрашенной.
- Снижение концентрации внимания, неправильное социальное поведение. Ребенок начинает говорить, не дослушав собеседника, не понимая вопроса.
- Тахилалия может быть связана с речевыми нарушениями при СДВГ.
Если родители отмечают такие проблемы у своего ребенка, будет лучше скорее обратиться к специалистам для подбора грамотной коррекции. Ведь налицо не только проблемы с пониманием речи ребенка другими собеседниками, но и явные неврологические нарушения.
Хорошей новостью будет тот факт, что с такими речевыми нарушениями успешно справляются логопеды. При этом чем раньше родители заметят проблему и обратятся за помощью, тем быстрее сможет восстановиться правильная речь у ребенка. Тем более, что такие проблемы с речью накладывают отпечаток и на успешность обучения в школе.
Какое нужно обследование
Диагностика проводится неврологом, психологом и логопедом, иногда и нейропсихологом. Для выявления неврологических поражений, необходимо пройти с ребенком осмотр у специалистов. Вероятно, понадобится ЭЭГ, эхо-ЭГ. Невролог и психолог оценят состояние интеллектуальное и психическое, выявят возможные нарушения в работе нервной системы.
Логопед-дефектолог должен оценить состояние речи «со своей колокольни». Логопедический статус, дополнительные нарушения речевых способностей потребуют изменения в коррекционной тактике.
Доверьтесь специалистам — тщательный осмотр позволит составить максимально эффективную тактику коррекции.
Коррекционная работа при тахилалии
Меры по коррекции тахилалии должны быть применены комплексные. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением.
Для исправления нарушений в работе нервной системы, как правило, назначается медикаментозное лечение. Нелишними в данной ситуации будет физиотерапия, лечебная физкультура и все возможные меры, применяемые дома, для стабилизации нервной системы и приведения ее равновесие.
Родители должны помнить, что ребенку необходим строгий режим дня, поддержание спокойной атмосферы в доме и — главное — поддержка ребенка и контроль за выполнением всех заданий логопеда.
Логопедические занятия по коррекции тахилалии
В среднем данная работа может занимать порядка полугода. Это время необходимо для того, чтобы не только научить ребенка контролировать свою речь, но и достичь нужного развития внимания, памяти, концентрации и важных функций речи.
На занятиях у логопеда используются:
- Приемы логоритмики, способствующей нормализации темпа как общей моторики, так и речи.
- Двигательные упражнения в сочетании с произнесением слов или фраз. Таким образом, ребенок просто не может ускорить произношение, пока не будет произведено определенное движение, и вынужден вырабатывать самоконтроль.
- Работа над постановкой правильного дыхания, контроль за звукопроизношением.
- Формирование выразительности речи, постановка смыслового ударения, работа над лексической составляющей.
- Борьба с аграмматизмом речи.
- Упражнения на развитие логического мышления, внимания и слуховой памяти.
- Работа по построению правильных связных сообщений. Спешащий ребенок не может выстроить грамотную логическую цепочку. Логопед учит его создавать рассказ по картинкам, раскладывать сюжеты в нужной последовательности.
К сожалению, тахилалия относится к состояниям, которые периодические рецидивируют. Поэтому важно сохранять в доме спокойную «рабочую» обстановку, следить за речью ребенка и беречь его нервную систему. По мнению специалистов, важно не допустить возврата данного состояния в течение года. За это время нервная система и психика войдет в нужный режим работы.
Дата публикации: 28.06.2016. Последнее изменение: 28.08.2023.
Тахилалия после инсульта корректируется такими же методами?
Да, методы аналогичные, но с поправкой на состояние речи