Страх и стресс перед школой
Начало школьной жизни – непростой этап для всей семьи. Многие сталкиваются с проблемами страха и нервозности, которые навязчиво преследуют даже активных и уверенных в себе детей.
Важно понимать, что подобное состояние может проявляться по-разному.
- Одни дети становятся максимально самостоятельными и могут эмоционально закрываться от взрослых, стараясь контролировать ситуацию.
- Другие просто замыкаются в себе и не идут на привычный контакт. При этом подобное состояние зачастую способствует ускоренному развитию страхов.
- Еще один «выход» из ситуации – это болезни. Ребенок начинает чаще болеть и даже при незначительном дискомфорте преподносит свое состояние как критическое.
Задача родителей на данном этапе – распознать первые признаки изменения в поведении и всесторонне поддержать первоклашку. И чтобы это было максимально эффективно, важно понимать причины детской нервозности и страха.
Разобраться со всеми нюансами детского поведения и облегчить процесс привыкания в школе помогут профессиональные врачи логопеды. Они не только выявят истинные причины опасений, но и помогут с ними справиться ребенку самому, дадут ценные советы родителям, как правильно поддержать будущего школьника.
Начните с себя
Первый, но не всегда очевидный шаг в преодолении детского страха перед школой, заключается в самоконтроле родителей.
Иногда взрослые непроизвольно дают ребенку повод для переживаний и настраивают его эмоциональное состояние в негативном ключе. А это состояние, помноженное на естественный стресс, сопутствует глобальным изменениям в жизни и только усугубляет ситуацию.
Читайте также: Как мотивировать ребенка на учебу? 4 шага на пути к успеху
- Жажда успеха. Достаточно частая причина для обострения страха у малыша. Если родители постоянно твердят ему о важности хороших оценок и того, что он должен быть самым умным в классе с первого дня учебы, накладывает на ребенка груз обязательств. Родители ждут сознательности и ответственности, но ребенок пока еще слишком мал и не может соответствовать ожиданиям родных.
- Навязывание взрослых проблем. Вторая ошибка многих родителей – это обсуждение затруднений, связанных с изменением в жизни семьи. В попытках найти оптимальное решение в вопросах того, как организовать школьный процесс или, кто будет забирать малыша из школы, родители забывают о чувствах детей. Зачастую они демонстрируют неуверенность или даже недовольство сложившимися обстоятельствами, что не проходит мимо детской психики.
- Чрезмерный контроль. Подготовка к школе начинается задолго до первого класса, однако в преддверии первых учебных месяцев, жажда контролировать ситуацию со стороны взрослых, может стать критической. Тогда ребенок теряет чувство уверенности в своих силах и начинает перекладывать свои обязанности на других. Самый яркий пример –выполнение домашнего задания за ребенка, а не вместе с ним.
Это лишь краткий перечень самых распространенных причин. Встреча со специалистом поможет определить слабые стороны отдельно взятой ситуации и тщательно их проработать.
При этом независимо от индивидуальных обстоятельств, многие родители допускают еще одну фатальную ошибку – драматизируют происходящее. Естественно, родители не станут бить ребенка за плохую оценку или пропущенное задание, но они начинают его пугать.
- Тебе поставят двойку!
- Тебя выгонят из школы!
- Все над тобой будут смеяться!
- Ты будешь работать дворником или будешь нищим, несчастным и вообще неудачником.
Такой способ «мотивации» и есть психологическое битье, которое порождает в ребенке страх негативного отношения родителей. Нередко данное состояние переходит на учителя и парализует волю ребенка. Тогда активный и общительный ребёнок начинает бояться выйти к доске, ответить перед всем классом и написать контрольную работу.
Проработав собственное поведение, вы не только поможете справиться ребенку со стрессом, но и не создадите новых проблем.
Страх из-за разлуки
Строго говоря, многие малыши боятся не столько школы, сколько длительной разлуки с родными. Особенно ярко это проявляется у детей, находящихся под сильной опекой, не посещающих детский сад и тех, кто часто болеет. Однако эти обстоятельства скорее усиливают тревогу, так как свой дом дети связывают с максимально тихим и безопасным местом, а вот одинокое нахождение в школе заставляет испытывать дискомфорт и тревогу. Их чувствуют все дети, дело лишь в силе этих ощущений. Как помочь?
- Старайтесь объяснять ребенку, зачем он должен ходить в школу, но делайте это не с позиции запугивания. Рассказывайте о новых друзьях, интересных уроках и о том, что вам будет интересно узнать от него что-то новое и учиться вместе с ним.
- Первый визит в школу должен происходить в компании родителей и желательно, чтобы в процессе участвовали и мама и папа. Познакомьте малыша с учителем, дайте понять, что вы доверяете этому новому человеку, и он вам нравится.
- Не пытайтесь «улизнуть». Уходите открыто и успокойте малыша тем, что его обязательно заберут чуть позже. Делайте это с улыбкой на лице и в полном спокойствии, в противном случае ребенок не сможет почувствовать себя в безопасности.
- Объясняйте ему, что день, проведенный в школе, может быть не идеальным и могут появляться проблемы. Ему придется решать эти вопросы, однако вы всегда ему поможете разобраться с ними.
Общаясь с будущим школьником, делайте упор на его самостоятельность, ведь он должен уметь общаться на равных со сверстниками и не бояться учителей.
Читайте также: 14 вдохновляющих фильмов об аутизме
Ребенок не готов к изменениям
Помимо закономерных опасений и стресса, родители могут столкнуться с паническим страхом перед школой. Это связано с тем, что ребенок не имеет необходимой психологической подготовки к грядущим изменениям.
- Если ребенок способен контролировать свои эмоции и поведение, то в школу он все-таки пойдет, однако такие ученики сталкиваются с рядом проблем.
- Даже при высоком уровне подготовки учеба может протекать крайне неоднородно. Успехи будут присутствовать только там, где есть неподдельный интерес к теме.
- Такие дети не отличаются организованностью и часто ведут себя по-детски непосредственно. Многие родители перекладывают все обязанности на учителя и не стремятся показать ребенку его новую роль, однако, это крайне ошибочная позиция. Во-первых, у педагога нет достаточного авторитета, а во-вторых, без родительских наставлений у малыша не сформируется необходимая модель поведения.
Занятием формирования личностной зрелости специалисты логопеды рекомендуют с 3х лет. В этом поможет чтение книг, разносторонняя игровая деятельность с отработкой реальных ситуаций, в том числе и из школьной жизни.
Подготовка ребенка к школе – это многогранный процесс, который затрагивает разные сферы детской жизни. Своевременная поддержка и понимание ситуации поможет избежать ошибок, предупредить многие страхи и создать психологически комфортные условия для дальнейшего роста и формирования личности. А консультация специалиста выявит имеющиеся проблемы и искоренит страх перед грядущими изменениями.
Дата публикации: 23.08.2021. Последнее изменение: 30.08.2023.