8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Сенсорная алалия у детей: занятия по развитию речи

Сенсорная алалия у детейОтсутствие экспрессивной речи при сохранном слухе и адекватном состоянии артикуляционного аппарата называется сенсорной алалией. В основном она проявляется в виде отсутствия контроля за собственной речью, внимания к высказываниям окружающих. То есть общение с ребенком посредством речи невозможно.

Причина сенсорной алалии заключается в органическом поражении мозга. В результате нарушения процесса анализа звуков ребенок не понимает связи между звучащим словом и его смыслом, а значит, не может и начать выражать свои мысли сам.

Работа по коррекции этого состояния требует длительного времени и грамотно построенных занятий с опытным логопедом. Помимо этого в комплекс включается медикаментозное лечение и занятия с психоневрологом.

Занятия и игры с детьми для коррекции сенсорной алалии

Что звучит?

При работе над неречевыми звуками (в случае полного отсутствия у ребенка речевого контакта занятия начинаются именно с этого этапа) необходимо выделить различия звуков.

На занятиях используются разные предметы. Например, погремушка, дудочка, шуршащая фольга и пр. Важно четко проговаривать ребенку названия предметов, обсуждать их звучание.
Начинать работу над дифференциацией звуков надо со сравнения двух сильно отличающихся между собой.

Где игрушка?

Любую игрушку, которая может издавать какие-то звуки, прячут от ребенка. Он должен ее найти, ориентируясь на силу звучания.

Впоследствии игру стоит усложнить, предлагая найти несколько предметов, разных по звучанию. То есть ребенок должен не только локализовать место, откуда исходит звук, но и его дифференцировать. Конечно, прятать нужно уже знакомые «на слух» предметы.

Покажи букву

Для этого упражнения используются картинки, характеризующие два разных звука. Например, лев — это РРРР, волк — УУУ.

Сначала необходимо помочь ребенку выделить эти звуки, показывая карточки с изображениями и четко проговаривая нужное звучание.

Задание: показать нужную картинку, услышав один из звуков.
Постепенно добавляются новые звуки (только после того, как предыдущие хорошо освоены) и слоги.

Зарядка

Это упражнение направлено на расширение пассивного словаря ребенка, его умение понимать и выполнять команды.

Сначала с ним разучивают различные движения в строго определенной последовательности. Для этого педагог не только озвучивает команды, но и сам их демонстрирует.

Например:

  • Руки вверх, руки вниз.
  • Наклонись.
  • Присядь и т.д.

Ребенок впоследствии должен сам показывать движения, ориентируясь на команды педагога. Учить движения нужно в одном и том же постоянном порядке, а при выполнении упражнения говорить их в разбивку.

Игры с предметами

Для того, чтобы ребенок хорошо осознал слово, он должен его не только слышать, но и производить с называемым предметом какие-то действия. Поэтому игры должны быть построены на различных манипуляциях с ними.

Например:

  • воду можно «лить», на нее «дуть»;
  • воздушный шарик — «бросать», «бить», «дуть» на него;
  • куклу «одевать», «кормить», «укладывать спать».

После того, как все слова «пройдены» с манипуляциями, можно предложить ребенку искать карточки с подходящими рисунками.

Обобщение

Следующий тип игр направлен на формирование тематической лексики. Предметы объединяются в тематические группы.

Например:

  • Плюшевый мишка идет на кухню покушать. Что он будет делать? Ребенок должен подобрать из подходящих карточек изображения посуды, плиты, продуктов и т. п.
  • Кукла идет на зимнюю прогулку. Сюда подойдут карточки с теплой одеждой, санками, коньками.

Один — много

Для формирования у ребенка навыка изменения слов, предлагается такая игра. В одинаковые коробки нужно разложить игрушки. На каждой коробке должна быть подходящая картинка.
Машинки поедут к машинкам, куколки — к куколкам и так далее.

Взрослый должен четко проговаривать не только названия игрушек, но и что они делают (летят, едут, идут). Это также расширяет пассивный словарь у ребенка.
Важно подчеркнуть, выделяя голосом, что в руке одна куклА, а в коробке — куклЫ.

Для детей с легкой формой сенсорной алалии следует больше внимания уделять освоению грамматической стороны речи.

Например: когда все игрушки будут собраны, коробки нужно поменять быместами и попросить ребенка не глядя, с завязанными глазами, называть игрушки. Важно, что он говорил правильно, во множественном числе.

Чей домик?

Следующее упражнение развивает способность к словообразованию, расширяет словарный запас.

Из кубиков или любого подручного материала постройте вместе с ребенком домики разного размера. Приготовьте фигурки или игрушки животных. Они тоже должны отличаться по величине.

Ребенок должен посадить каждое животное в подходящий дом. (Папа-волк — в большой дом, маленький волчонок — в маленький).

Параллельно (или в отдельной игре) можно акцентировать внимание на употреблении предлогов: «Куда ты посадил зайку?» — «В домик».

Видоизменяя игры, можно постепенно расширять словарный запас ребенка-алалика, осваивать способы изменения слов, разбираться с прилагательными и глаголами. Чтению детей с сенсорной алалией рекомендуется учить рано, не ожидая, пока он справится с разговорной речью. В данном случае используется не звуко-буквенный подход, а глобальный.
Во время чтения не только расширяется активный словарь, но и начинает формироваться способность к анализу и синтезу.

Коррекция сенсорной алалии не имеет точных сроков и однозначного плана. Все зависит от состояния ребенка, от профессионализма работающих с ним специалистов и, конечно, от готовности родителей поддерживать ребенка и регулярно заниматься.

Полезные материалы