Речевые нарушения при ДЦП: причины и лечение
Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.
Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.
Причины возникновения ДЦП
ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.
Основными причинами возникновения ДЦП являются:
- кислородное голодание (гипоксия) плода;
- перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз);
- осложненная наследственность,
- резус-конфликт;
- асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов;
- перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.
Симптомы ДЦП
К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:
- Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
- Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
- Деформации скелета.
- Проблемы со зрением или слухом.
- Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
- Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
- Судороги.
Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.
Нарушения функции речи при ДЦП
Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.
Основные речевые нарушения при ДЦП:
- ЗРР — задержка речевого развития.
- ЗПРР — задержка психоречевого развития
- Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
- Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.
Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.
«Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.
Лечение ДЦП
В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.
Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.
Коррекция речевых дисфункций
Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.
Направления работы логопеда-дефектолога:
- Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
- Активизирование слухового внимания у ребенка;
- Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
- Работа над моторными реакциями.
- Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
- Улучшение формирования связной речи.
Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.
Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.
Дата публикации: 21.06.2016. Последнее изменение: 25.08.2023.
Какие методики применяются у вас на занятиях для ребенка с ДЦП? Нам 5 лет, мы практически не говорим
Здравствуйте! Для таких детей у нас предусмотрены только индивидуальные занятия, состав которых и план коррекции составляются после первичного обследования.
Добрый день. У моей дочери тяжелая форма ДЦП. И сильное желание говорить. Ей 17 лет. Вы сможете нам помочь?
Добрый день! Да, конечно. У нас разработаны комплексы занятий по развитию речи у детей с ДЦП
Здравствуйте. А может ли человек помочь в этом своим усилием каким то образом?
Я общаюсь с девушкой, ей столько же 17,и я хочу ей помочь справиться с этой проблемой. Прошу подскажите если есть какой либо метод. Спасибо
У нас дцп, сыну 10 лет плохо говорит. Если не торопится, то понятно. Интелект сохранен, память хорошая, учится на домашнем обучении в 4 классе. Ходит в магазин сам. Может одеваться, обуваться сам. Себя обслуживает, даже купается сам
Если проблемы с речью незначительные, то их можно быстро исправить, но занятия с логопедом-дефектологом все равно потребуются, количество будет понятно после первичного обследования
Добрый вечер, я инвалид ДЦП, плохо разговариваю, вы могли бы мне помочь?
Да, конечно, мы исправляем речь при ДЦП. Сроки исправления зависят от сложности дефектов и определяются после первичного обследования.
Мне 20 лет и у меня дцп. С каждым годом речь всё хуже и хуже. Почему родители меня не водили раньше к логопеду я не знаю. Сейчас речь очень непонятна для окружающих, иногда не понимают и со второго-третьего раза. Есть ли шанс улучшить речь или уже слишком поздно?
Можно улучшить речь, совершенно не важно, сколько Вам лет
Пожалуйста, подскажите мне, с чего начать логопедмческую работу с ребёнком с ДЦП, внимание неустрйчивое, арт гимнастику невозможно провести, пальчики не слушаются, какой либо массаж противопоказан по медицинским показателям, ребёнку 4 года.