(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Ребенок плохо говорит в 4 года. ПричиныРодители могут умиляться лепетанию малыша в 1-1.5 года, но вот невнятная и ограниченная речь 4-летнего ребенка уже вызывает беспокойство. Многие считают, что обращаться к логопеду-дефектологу до 5 лет совершенно не обязательно, так как слабый словарный запас и ошибки в произношении являются лишь индивидуальной особенностью развития. Однако, специалисты продолжают настаивать, что своевременная коррекция в большинстве случаев позволяет не только исправить и сформировать грамотные речевые навыки, но и не допустить в дальнейшем отклонений на психическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях.

Особенности речевого развития четырехлетнего ребенка

Безусловно, обобщенные нормативы являются спорной вещью, ведь каждый малыш индивидуален в своем росте и развитии. Формирование разговорных навыков у детей в 4 года сложно сопоставить с четкими рамками: одни детки легко рассказывают стишки наизусть, а другие только начинают слаженно и логично отвечать на вопросы. И оба случая будут адекватными для данной возрастной группы.

При этом, крайне важно объективно оценивать уровень становления речи малыша. Специалисты утверждают, что при нормальном развитии ребенок в 4 года может:

  • быстро и логично озвучивать свои желания и мысли;
  • активно использовать освоенный словарный запас, который должен составлять около 2,5 тыс. слов;
  • употреблять при общении простые и сложные предложения;
  • внимательно и сосредоточенно слушать рассказы, сказки и истории;
  • воспринимать и анализировать ответы взрослых на поставленные малышом вопросы;
  • указывать на речевые ошибки одногодок (при этом, свои ошибки ребенок игнорирует);
  • правильно артикулировать шипящими и свистящими звуками (ш, ж, щ, ц, ч);
  • выделять в словах отдельные звуки.

Дети с нормально формирующейся речью свободно говорят с родителями, другими взрослыми и сверстниками, зачастую самостоятельно инициируя общение. Они все быстро запоминают и повторяют, требуя постоянной и разносторонней коммуникации.

Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой

Как определить наличие задержки речевого развития у ребенка в 4 года?

Дефекты формирования речи у малышей в 4-летнем возрасте можно выявить по таким признакам:

  • полное отсутствие связной речи, младенческий лепет;
  • невозможность понять смысл предложений и отдельных слов;
  • крайне скудный словарный запас, произношение отдельных слогов вместо полных слов;
  • несогласованность слов между собой в предложениях,
  • невозможность внятно выразить мысль или желание,
  • значительное количество лексико-грамматических и фонетических ошибок,
  • отсутствие интереса к общению с окружающими и даже с родителями,
  • нежелание повторять слова и игнорирование попыток взрослых заниматься лексическими упражнениями;
  • отсутствие восприятия просьб взрослых, для выполнения которых нужно сделать два и больше действия (например, положи карандаш и подойди ко мне);
  • понимание элементарных просьб и их выполнение с полным отсутствием словесных комментариев.

При наличии таких признаков, родителям стоит не медлить. Следует обязательно обратиться за помощью к специалистам. Необходимо показать малыша педиатру, отоларингологу, логопеду, дефектологу, психиатру, невропатологу и, при необходимости, другим врачам узкого профиля.

Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия

Почему малыш плохо говорит в 4 года?

Заметив у ребенка сложности с освоением речевых навыков, родители пытаются понять, что вызвало на данном этапе такие проблемы. Причин может быть множество, и достоверно определить факторы, повлиявшие на малыша, может только специалист. При этом, среди наиболее распространенных предпосылок можно выделить:

  • Дефицит общения. Начиная с внутриутробного развития и первых дней жизни, ребенок требует постоянной речевой коммуникации. При ее отсутствии или нехватке могут появляться дефекты разговорных навыков.
  • Отсутствие мотивации. Если ребёнок находится под постоянной опекой, и родители выполняют каждую его просьбу, выраженную жестами или мимикой, у него не появится желания выражать собственные потребности с помощью слов.
  • Педагогическая запущенность. Дети, с которыми родители не занимаются в достаточной мере, могут испытывать сложности с освоением речевых навыков. С малышом необходимо не только разговаривать, но и читать сказки, петь песни, играть в развивающие игры, лепить из пластилина и т.д.
  • Стрессовое состояние.Сильные потрясения или испуг могут полностью остановить формирование речевых навыков. В таких случаях также высока вероятность появления заикания.
  • Тяжелая психологическая атмосфера. Постоянное нахождение в напряженной эмоциональной обстановке пагубно влияет на психику малыша и, соответственно, замедляет его развитие.
  • Проблемы со слухом. Сегодня детей с нарушениями слуха становится все больше. Для исключения данной причины следует обязательно показать ребенка отоларингологу.
  • Механические причины. Довольно часто проблемы с речью являются следствием укороченной уздечки, которая мешает малышу говорить. Проблема решается занятиями с логопедом или несложной операцией, которую проводит хирург-стоматолог.
  • Тяжелое протекание беременности, полученные ребенком травмы при родах или падении. Травмы головы могут стать причиной мозговой дисфункции, в результате которой речь ребенка формируется неправильно.
  • Задержка формирования нервной системы или ее расстройство. Дети с такими особенностями осваивают речь гораздо позже своих сверстников.
  • Наследственные факторы. Если у родителей в детстве была задержка формирования речевых навыков, то вероятность повторения ситуации у малыша повышается в разы.
  • Злоупотребление гаджетами. Дети, которые слишком много времени проводят с планшетами и смартфонами в руках, довольно часто испытывают сложности при становлении речи. Так как коммуникация с устройством происходит благодаря простым нажатиям пальцами на экран, ребенок не испытывает потребности выражать мысли словами.

Если у ребенка в 4 года заметно отставание в речевом развитии, не стоит терять время. В таком возрасте уже легко понять, что речь не соответствует нормам и отличается от разговорных навыков его сверстников. В таком случае, следует обратиться к специалистам и упорно работать над устранением сложностей.

Дата публикации: 03.07.2019. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных