Методики развития когнитивных способностей
О развитии когнитивных способностях говорят часто, предлагают упражнения и практики. Но начинать нужно с основ для понимания, что же собой представляют высшие функции мозга и кому они необходимы.
Строго говоря, современный человек не может обходиться без развитых когнитивных навыков, ведь они включают множество мыслительных процессов.
- Восприятие окружающего мира и связанная с этим пространственная ориентация;
- Возможность не только запоминать события, но и осмысливать их, формировать понятия;
- Решать разнообразные задачи, которые будут задействовать воображение, логику и способности к рассуждению.
- Сюда же относится возможность обучения, качество речи и многое другое.
Другими словами, когнитивные способности ребенка и человека – это общность умственного восприятия с возможностью дальнейшего осмысления получаемой информации.
С чего начать?
В начале своего пути ребенок не имеет всех необходимых навыков и способностей, но поэтапная отработка позволяет их гармонично развивать и тренировать. Для закладки базовых умений, которые станут основой для более сложных процессов, требуется уделить особое внимание: памяти, вниманию и принципам мышления.
И первым этапом на пути подбора оптимальной методики развития является оценка уже имеющихся способностей малыша. Лучшим решением станет посещение нашего развивающего центра, однако при отсутствии свободного времени оценить эффективность той или иной методики можно самостоятельно. При этом речь не идет о детях с явными нарушениями в развитии памяти, внимания или мышления, так как в подобной ситуации требуется систематический контроль со стороны опытного специалиста.
Читайте также: Детский нейропсихолог в СВАО
Весь процесс развития ребенка условно разделяют на несколько этапов. Учитывая возраст, подбирается оптимальные методики, позволяющие получить желаемый результат. Оценить уровень поможет подбор заданий, если ребенок не сможет успешно выполнить упражнение на запоминание слов, то переходить к более сложным нагрузкам еще рано.
Простые игры для всей семьи
Как и в любом детском образовательном процессе важна игровая составляющая, только в этом случае получится удержать внимание ребенка, чтобы добиться не только вовлеченности, но и результата.
«Вспоминаем и называем». Прекрасное времяпрепровождение, как для детей, так и их родителей. Играть могут сразу несколько человек, а задача довольно проста: назвать максимальное количество слов по заданной теме. Малыш должен назвать все фрукты, которые успел запомнить или попробовать, овощи, виды спорта и других окружающих его вещей и понятий.
Для разнообразия роли могут меняться, тогда ведущий сам называет предметы и понятия, а малыш должен объединить их определенной темой. В данном случае затрагивается память и мыслительные способности, малыш учится лучше анализировать получаемую информацию и структурировать ее.
«Объясняем, но не называем». Незаменимое упражнение для развития речи, причем данный опыт будет полезен даже взрослым, так как заставляет мозг активнее работать. Суть игры проста, ведущий загадывает слово и предоставляет ребенку возможность рассказать о предмете, не называя его. Чем старше ребенок, тем более подробным и детализированным должно быть описание. При этом стоит отталкиваться не только от внешних признаков, но и особенностей использования, например карандаша.
Важно, чтобы описания получались живыми и содержательными, для этого следует дать ребенку установку не просто описать, но познакомить человека с предметом. Можно представить, что малыш путешествует во времени или к нему в гости пришел человек из прошлого, который не знаком с тем, что такое машина, телефон или шариковая ручка.
«Объединяем и ищем взаимосвязь». Это творческое упражнение станет полезным развлечением абсолютно в любом возрасте. Так как систематическое повторение игры приводит к улучшению работы мозга, скорости мышления и способности мыслить нестандартно. Начать можно с простых заданий, например какая взаимосвязь между деревом, растущим за окном и стулом? А между настольной лампой и тумбочкой?
Стоит оговориться, что в данной игре нет однозначно правильных и не правильных ответов, главное чтобы взаимосвязь была объяснима. При достаточном количестве человек играть в поиск взаимосвязей можно командами. Помимо когнитивных способностей развивает также умение работать в команде, быстро понимать и осмысливать идеи других людей.
Читайте также: Упражнения нейропсихолога для детей от 3 до 7 лет
«Дорисуй-ка». Не так давно подобная игра была популярна в интернете, художники на основе закорючки дорисовывали предметы, рожицы и даже целые мотивы. Подобная практика хороша и для детей, основой для работы может стать простая геометрическая фигура. На первых этапах это может быть круг, на основе которого ребенок сможет нарисовать пиццу, пончик, апельсин и любой простой по своей форме предмет. Чем легче выполняется задание, тем сложнее становится основа для рисования.
Такая практика развивает не только абстрактное мышление и творческое видение, но и скорость воображения, развитие фантазии.
«Запомни, повтори и расскажи». Игра дает большое пространство для творчества, а приучать к ней ребенка можно с самых ранних лет. Пускай сначала это будет запоминание слов с небольшими добавочными определениями и ассоциациями. Как только ребенок сможет запоминать слова, уровень игры усложняется и теперь от него потребуется не простое перечисление, а целый рассказ. Сначала он может быть коротким, но важно, чтобы он был содержательным, в дальнейшем стоит уделять внимание деталям и описаниям, переходя от обобщений к конкретике. При этом зарисовывать или записывать заданные слова нельзя.
Простые на первый взгляд упражнения будут полезны абсолютно каждому ребенку, независимо от уровня его умений и развития. Если же вы хотите работать по четкой методике, то следует записаться на консультацию к специалистам нашего центра. Они помогут скорректировать сложность игр и дополнить досуг ребенка необходимыми упражнениями.
Дата публикации: 26.10.2022. Последнее изменение: 30.08.2023.