Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей
От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий.
Правое несет ответственность за:
- воображение,
- креативность и творческие способности,
- эмоциональный диапазон,
- левую часть туловища,
- ориентацию в пространстве,
- интуицию,
- музыкальные способности,
- понимание информации, произнесенной вслух.
Левое отвечает за:
- усвоение вербальной информации;
- движения правой частью туловища;
- память;
- умение анализировать;
- логику;
- речь;
- способность к точным наукам.
Их взаимодействие обеспечивает эмоциональную стабильность ребенка, координацию движений, качество восприятия и обработку информации.
Причины слабого развития межполушарного взаимодействия у детей
Иногда у некоторых детей слабое развитие связей обуславливается болезнями матери или стрессом во время беременности. Причинами могут стать неврологические расстройства, особенности строения мозга или патологии мозолистого тела. Однако чаще всего на взаимодействие влияет отсутствие развивающих упражнений и занятий в жизни ребенка. С самых первых дней необходимо всесторонне развивать малыша.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
Данные связи генерируются у детей до 12-15 лет. Их развитие происходит поэтапно. Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое.
Родителям следует задуматься, если у малыша имеются такие симптомы:
- плохая память;
- агрессия;
- нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко);
- трудности в коммуникации с ровесниками;
- письмо в зеркальном отражении;
- затруднения в описании ситуации по рисунку;
- затруднения при переписывании текста или написании под диктовку.
Нарушениями у младенцев считается «торможение» перед любым действием и пропуск этапа ползания.
Читайте также: Обучение ребенка чтению: 5 способов, проверенных временем
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей?
Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день. Она будет полезна как детям, так и взрослым.
На взаимодействие положительно влияют:
- кинезиологические упражнения;
- самомассаж;
- дидактические задания;
- дыхательные упражнения;
- прослушивание классической музыки;
- творческие задания;
- пальчиковая гимнастика;
- логоритмика.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.
Упражнения для развития межполушарных связей
1. Игры для детей от 2 лет и старше
Задачи: развить концентрацию внимания, мелкую моторику.
Все упражнения необходимо выполнять поочередно обеими руками.
- «Накорми птичку». Берут две миски, разные ложки (столовая, десертная, чайная). Просят малыша пересыпать с помощью ложек горох и фасоль из одной емкости в другую сначала правой, а потом левой рукой. Можно постепенно увеличивать расстояние между ними.
- Логоримика. Одновременное выполнение упражнений и проговаривание слов.
- Нейродинамическая гимнастика. В нее входят различные крупномоторные упражнения: плавание, катание на велосипеде, ползанье на четвереньках. Гимнастика развивает ловкость, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.
Читайте также: Когда обратиться к логопеду
2. Игры для младших школьников
Включение данных упражнений в учебный процесс позволяет лучше усваивать материал. Они также помогают развивать внимание, концентрацию, мышление.
- «Рисование с отзеркаливанием». Понадобится чистый лист. Ребенок должен взять в обе руки любые пишущие инструменты и одновременно нарисовать симметричные картинки (буквы, цифры, узоры). В процессе расслабляются конечности, глаза и увеличивается эффективность работы мозга. Упражнение можно выполнять с помощью рабочих тетрадей или специальных прописей.
- «Лезгинка». Правую руку складывают в кулак и отставляют большой палец в сторону. И той же рукой, расположенной горизонтально, прикасаются к мизинцу левой. Меняют стороны. Повторяют движение 6-8 раз. Необходимо добиться высокой скорости смены сторон.
- «Колечки». Перебирают поочередно большой и указательный палец, затем большой и средний и так далее. Выполняют сначала по отдельности, затем вместе.
- «Нос и ухо». Правой рукой дотрагиваются до кончика носа, а левой – до противоположного уха. Затем одновременно отпускают, хлопают в ладоши и быстро меняют руки.
- «Перекрестные движения». Поднимают правую ногу вверх и дотрагиваются до нее левой рукой. И наоборот.
- «Восьмерка». Рисуют в воздухе цифру 8 сначала одной рукой, потом другой. Затем одновременно двумя руками, внимательно следя за движениями.
- «Перекрестные шаги». Упражнение выполняется стоя или сидя. Поднимают правое колено и касаются его левой рукой. Затем меняют стороны и повторяют упражнение. Выполняют медленно, чувствуя все мышцы живота.
- «Танец». Взрослый делает простые движения перед малышом, а тот выполняет их наоборот. Например, вы приседаете – ребенок встает, вы поднимаете руки – ребенок опускает и т.д.
- «Назови предмет». Малыш быстро должен назвать окружающие предметы, не повторяясь. Подходит для игры в дороге или на прогулке.
Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке, чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций. Запаситесь терпением, и все получится.
Дата публикации: 31.08.2020. Последнее изменение: 28.08.2023.