(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возрастаВнимание – это важнейшая психическая функция, то есть способность сосредотачиваться на конкретном объекте, без нее невозможно познание мира. Очень важно научить ребенка отбирать нужную информацию и отсеивать лишнюю.

У младших школьников ведущую роль играет непроизвольное внимание, которое привлекает только необычный и новый раздражитель. Как только материал становится более-менее знакомым, дети теряет к нему интерес и с трудом в него вникают. Именно поэтому необходимо развивать у них произвольное внимание, то есть осознанное желание сконцентрироваться на определенном действии или предмете, которое достигается
усилием воли.

Для того чтобы научить ребенка управлять своим вниманием, советуем использовать следующие игры и упражнения. Их можно выполнять и с группой детей, и с одним ребенком.

1. Зачеркни букву

Подготовьте любой текст (лучше очень скучный) и попросите малыша зачеркнуть (обвести в кружок, подчеркнуть) карандашом все буквы А, которые в нем встречаются. Задание можно усложнить, добавляя новые буквы и их сочетания.

2. Что вокруг тебя?

Попросите ребенка осмотреться по сторонам и за определенный промежуток (15-20 секунд) назвать все предметы, обладающие определенным свойством: например, круглые, квадратные, красные, мягкие и т. д, которые находятся рядом.

3. Найди отличия

Вам потребуется набор карточек с парными изображениями, отличающимися 5-10 деталями. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки и найти все отличия за определенный промежуток времени (например, за 1 минуту, пока звучит песенка).

4. Повторяй за мной

Прочитайте небольшое предложение вслух, сопровождая чтение негромким постукиванием по столу. Попросите ребенка повторить текст и назвать количество ударов. Усложняйте задание, постепенно увеличивая число стуков.

5. Заколдованный лес

Вам потребуется рисунок, на котором «спрятаны» деревья, хорошо знакомые ребенку. Это могут быть береза, клен, ель, сосна, желательно, чтобы они имели разную высоту. Попросите малыша как можно быстрее их найти: «Отыщи в заколдованном лесу самую маленькую елочку (или самую высокую березу и т. д.)»

6. Запрещенная игра

Это очень веселая игра, которую можно провести и во время классного часа, и дома. Ребята задают друг другу простые вопросы типа «Какое ты любишь варенье?», «Какой у тебя любимый фильм?» и прочие, но отвечать на них нужно немедленно. Главное – не употребить в ответе буквы, которую по уговору использовать нельзя. Например, запрещена буква О, значит все слова с этой буквой вне игры. Если ребенок замешкался или нарушил правило, то он должен выполнить штрафное задание (как в фантах).

7. Не собьюсь ни разу

Попросите ребенка сосчитать от 1 до 30, не называя чисел, которые содержат тройку. Вместо них следует говорить фразу: «Не собьюсь ни разу». Например: «двенадцать, не собьюсь ни разу, четырнадцать».

8. Что изменилось?

Разложите на столе несколько мелких предметов в определенном порядке и закройте их бумагой или газетой. Откройте, попросите ребенка посмотреть на них и постараться запомнить их расположение. Через 30-40 секунд он должен отвернуться, а вы тем временем немного изменить порядок или что-нибудь убрать. Теперь ребенок должен рассказать, что изменилось. За каждый угаданный предмет он получает одно очко.

9. Найди спрятанное слово

В наборе из случайных, на первый взгляд, букв нужно найти слова. Вот примерный набор для разгадывания: раормашинадрдрылрсобакарырнцхыпчелащцжа(машина, собака, пчела). Вы можете составить свои собственные наборы по данному принципу.

10. Вспомнить все

Играет любое количество человек. Слова подбираются на определенную тему, например, названия фруктов. Порядок слов на листок может записывать ребенок, назначенный судьей. Ребята называют по очереди слова, добавляя свое к уже прозвучавшим. Например, первый игрок называет «сливу». Второй называет «сливу» и добавляют «грушу. Третьему нужно произнести цепочку из трех слов: слива, груша, яблоко и т. д. Судья следит, чтобы не было ошибок. Кто допустит ошибку, выбывает из игры.

11. Повтори узор

Для этой игры потребуется цветная мозаика, счетные палочки или пуговицы. Выложите узор (фигуру, рисунок) на столе. Попросите ребенка повторить его. Можно усложнить задачу, если закрыть образец листом бумаги.

12. Два в одном

Запишите на листке несколько слов, в каждом из них нужно отыскать другое. Например, смех (мех), волк (вол), столб (стол), коса (оса), удочка (дочка), пирог (рог) и т. д. Проведите соревнование с ребенком, кто отыщет больше слов.

13. Съедобное – несъедобное

Перебрасывайте друг другу мячик, называя съедобные и несъедобные предметы. Если слово обозначает еду, то мячик ловится, если нет – отбрасывается.

14. Самый внимательный

Прочитайте ребенку небольшой текст и попросите посчитать в нем количество слов с определенной буквой. Например, с буквой Ж: «Желтенький жирафик щипал травку и грелся под жарким солнцем». Начинайте с простых конструкций и постепенно переходите к текстам из 2-3 предложений.

15. Лейся, песня

Предложите ребенку спеть коротенькую песенку, которую он хорошо знает. «В лесу родилась елочка» отлично подойдет. По первому хлопку вы поете вместе вслух, по второму – каждый продолжает петь про себя, по третьему – снова пойте вслух. Играйте, пока кто-нибудь из вас не собьется.

16. Складываем слова

Перебрасывайте друг другу мячик. Бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, ловящий называет вторую половину: пол – ка, мя – со, сум – ка и т.д. Ответы нужно давать быстро.

17. Цифровая таблица

Вам потребуется таблица с цифрами от 1 до 30, которые располагаются в случайном порядке. Попросите ребенка как можно быстрее найти, показать и назвать вслух все цифры по возрастанию.

18. Зеркало

Ведущий показывает игроку различные гримасы и движения, тот должен в точности повторить его действия, соблюдая ритм и скорость. Если ребенок ошибся, то он проигрывает и становится ведущим.

19. Решаем в уме

Читайте ребенку простые арифметические задачи. Он должен решить их в уме и постараться не забыть результат вычислений, пока вы ему не разрешите. Приведенные игры и упражнения помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Главное – занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Дата публикации: 13.01.2020. Последнее изменение: 23.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных