Дисфазия развития – это не приговор
Понятие дисфазии подразумевает системное нарушение или торможение процесса развития речи. Термин носит обобщающий характер состояний, причины которых скрываются в нарушении и поражении участков коры головного мозга.
Наши специалисты помогут вам разобраться не только в причинах появления дисфазии, но и начать ее преодоление. Подобное лечение носит систематический характер, в процессе которого используются различные логопедические практики, домашние повторения для закрепления результатов. В некоторых ситуациях не обойтись без вспомогательных препаратов, однако оценить необходимость дополнительной стимуляции можно только после тщательного изучения первостепенных причин.
Выделяется два вида дисфазии, а именно:
- сенсорный вид характеризуется непониманием речи взрослых, что усложняет коммуникацию и приводит к трудностям в общении. Замечено, что ребенок может приспосабливаться к общению, пристально всматриваться в лицо, пытаясь понять смысл сказанного через язык жестов. В младшем возрасте у таких детей имеется неплохой результат в общения с матерью, однако сказанное посторонним человеком не будет приводить к ожидаемым реакциям;
- моторный тип допускает наличие речи малыша, однако она содержит множество ошибок. Он ненамеренно коверкает слоги, не понимает произношение звуков, неверно выбирает слова, ему сложно строить предложения. С возрастом нарушение становится более явным, часто на фоне сверстников отчетливо видно отставание в пополнении словарного запаса. Все это приводит к образованию дистанции и разницы в навыках, что мешает обучению ребенка вне коррекционного класса.
Читайте также: ТОП-10 игрушек для развития ребенка 4-7 лет
Почему так происходит?
Установленная дисфазия свидетельствует о нарушении в работе коры головного мозга, а точнее в центрах речевого развития. Но даже при такой постановке вопроса не стоит опускать руки, так как существует корректировка и развитие необходимых навыков.
Если затрагивать причины появления нарушений, то они могут быть получены на любой стадии роста малыша.
- С первыми рисками ребенок может столкнуться во внутриутробном возрасте. Причем фактором развития данного состояния могут служить как недостаточное количество йода в организме матери, так и опасные токсины, появляющиеся при инфекционных заболеваниях.
- Большому риску нарушения во внутриутробном периоде способствуют вредные привычки, к которым относятся курение, алкоголь и наркотики.
- В особую «группу риска» попадают и здоровые малыши, которые получили травму головы уже после или во время родов. Для физических повреждений подобного характера чаще всего используется термин «алалия».
- Нельзя исключать и наследственную предрасположенность. В семьях с нарушениями в развитии речи дисфазия встречается чаще. Но даже в этом случае работа с проблемой дает отличный результат.
Точные причины появления определяются путем тщательной диагностики. В нее входят различные техники и инструменты, в числе которых:
- Сбор анамнеза о протекании беременности. Важен рацион питания матери, ее вредные привычки, наличие травм во время родов, наличие осложнений и кислородного голодания у малыша.
- Тщательно изучается нынешняя социализация ребенка. В случае если он предоставлен сам себе, а родители не занимаются с малышом или используют не эффективные методики.
- Изучаются рефлексы ребенка, работа мышц. При необходимости может потребоваться КТ или МРТ.
- Оценивается общий уровень развития речи, а именно: тщательная диагностика способностей произнести определенные звуки и слова. Анализируется произношение с точки зрения правильности расставленных букв, нет ли путаницы в окончаниях слов при разговоре и прочее.
Понимание сложности в произношении позволяют составить правильный план лечения и развития необходимых умений, в том числе с восстановлением нервных связей в коре головного мозга.
Запущенная форма дисфазии может сохраняться на протяжении всей жизни, что приводит к речевым дефектам разной степени тяжести и отставанию в процессе обучения. Как итог – замкнутость, неуверенность в себе и сложность нахождения в социуме уже во взрослом возрасте.
Когда можно понять что есть проблема?
Наличие описанных причин, способствующих возникновению дисфазии, уже само по себе требует внимательного наблюдения и контроля развития речевых умений ребенка.
Яркий признак и первый очевидный симптом, который можно заметить самостоятельно – это отсутствие так называемого «детского лепета» в первый год жизни.
Читайте также: Кинезиотерапия – что это, кому и когда помогает
- Ребенок, имеющий дисфазию развития, отказывается «разговаривать», не пытается подражать речи взрослых. Такое состояние может распространяться как на речь и жесты, так и на общее поведение.
- Наблюдая за подросшим малышом, можно увидеть его не понимание окружающих. В таком случае ребенок живет, словно в непрерывном звуковом потоке белого шума.
- При взаимодействии с взрослыми ребенок отмалчивается или пытается объяснить свою мысль жестами.
- Малыш не откликается на собственное имя или не понимает обращенных к нему просьб, например, подойти или сесть на стул.
- Если ребенок все-таки произносит слова, то может повторять их по несколько раз, зачастую даже не понимая их смысловой нагрузки.
- Меняется порядок произносимых звуков, расположения букв, нарушается построение даже простых предложений.
С возрастом симптоматика становится более отчетливой, однако запускать дисфазию развития нельзя. В противном случае ребенку понадобится не только комплексное восстановление и получение навыков, но и индивидуальная система образования, что приведет к невозможности посещений общих детских садов и школ.
Наши специалисты помогут разобраться в причинах возникновения дисфазии, а главное решить проблему. Для этого применяются методики и практики, позволяющие добиться максимальной эффективности без принуждения или давления на ребенка. Кроме этого логопеды проводят работу с родителями, что позволяет получить все необходимые знания и навыки, которые помогут справиться с ситуацией в максимально короткие сроки.
Дата публикации: 19.04.2022. Последнее изменение: 24.08.2023.