Детский нейропсихолог: диагностика и коррекция
Детская нейропсихология изучает вопросы формирования высшей психической деятельности ребенка, определяя уровень развития различных функций мозга. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, речи может происходить неравномерно. Именно определением причины возможных отставаний, а также потенциала в развитии ребенка занимается детский нейропсихолог.
Каждая из психических функций зависит от работы определенного участка головного мозга и налаженных взаимосвязей между ними. В процессе обследования нейропсихолог может установить наличие проблемы в деятельности конкретной функции и провести необходимую коррекцию.
С кем работает детский нейропсихолог
Специалисты-нейропсихологи консультируют детей различного возраста — от дошкольников до подростков. Однако родителям важно понимать, что чем раньше будет выявлена проблема, тем проще и быстрее можно с ней справиться.
Консультация будет полезна детям, имеющим следующие проблемы:
- гиперактивность или же, наоборот, излишняя медлительность;
- рассеянность внимания, неспособность сосредоточиться;
- отставание в развитии речи,
- трудности с запоминанием,
- сложности при обучении в школе;
- имеются признаки синдрома Дауна или умственной отсталости;
- «зеркальное» письмо, перестановка при письме букв или частей слова;
- низкий уровень адаптации в коллективе (школе, садике, занятиях);
- частые болезни, астения.
Нейропсихологическое исследование поможет выявить «слабые» места в функционировании различных участков мозга, определить причину имеющихся проблем и составить индивидуальный план занятий для коррекции данного состояния.
Как проходит обследование
Процесс исследования ребенка нейропсихологом выглядит как беседа с выполнением различного рода заданий. Диагностика проводится в присутствии родителей для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли максимально полно проявить свои способности и возможности.
Упражнения и задания, предлагаемые нейропсихологом, позволяют выделить не только «отстающие» зоны развития высших психических функций, но и определить потенциальные возможности. Таким образом, в результате родители получают достоверную информацию о развитии ребенка и могут планировать его обучение.
- Прием длится как правило в течение 1-2 часов и включает:
- Сбор анамнеза. В ходе беседы с родителями нейропсихолог выясняет особенности протекания беременности и родов, условия развития ребенка, изучает медицинскую карту и выписки из результатов исследований других специалистов, к которым уже обращалась семья.
- Исследование высших психических функций. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий, в ходе которых выявляется уровень развития тактильных, зрительных, двигательных функций. Речевые функции, пространственное представление, координация, эмоционально-личностное развитие также определяется на основе тестов. Специалисту важно понять уровень эмоционального фона ребенка, его способность к выполнению работы, концентрации внимания и т. д.
- После выполнения заданий нейропсихолог определяет общую картину и разъясняет родителям, по каким причинам у ребенка возникают те или иные проблемы. Создается план коррекционной работы.
- При необходимости нейропсихолог рекомендует обращение к врачам или другим специалистам, которые могут помочь в разрешении ситуации.
- Диагностическая карта сохраняется в течение длительного времени для того, чтобы можно было сравнить результаты и направлять коррекционные мероприятия.
Помощь нейропсихолога — нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция — лучший способ воспроизвести естественный путь развития ребенка, восстановить работу высших психических функций и обеспечить успешное обучение в школе.
Консультация специалиста показана не только детям, имеющим явные проблемы развития. Родители каждого дошкольника в результате проведенной диагностики могут получить подробную информацию
- об особенностях функционирования его мозга;
- о наличии сложностей;
- потенциальных возможностях.
Такое знание позволяет максимально правильно спланировать учебу ребенка, помочь ему справиться с возможными сложностями и направить его развитие в нужном русле.
Коррекционная программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка с учетом результатов обследования. В комплекс мероприятий включаются как занятия по нейропсихологическим методикам, так и по смежным направлениям — логопедии, дефектологии, педагогике.
Программа состоит из определенного курса уроков, которые проводятся либо индивидуально с каждым ребенком, либо в группе. Целесообразность каждого вида занятий должен определить специалист. На дом дети получают «домашние задания», которые помогают закрепить выработанные навыки.
Не стоит считать прием у нейропсихолога некоей волшебной палочкой, которая решит все проблемы ребенка одним движением. Без работы родителей, без регулярных занятий отставание развития психических функций не устранить. Но точная диагностика и регулярные коррекционные занятия действительно могут сотворить чудеса.
Помимо устранения конкретных трудностей посещение психолога помогает детям поверить в себя и свои силы, получить позитивный настрой и раскрыть свои возможности.
Дата публикации: 14.06.2016. Последнее изменение: 30.08.2023.
Как часто нужно заниматься с нейропсихологом, чтоб был эффект? Или нужно пройти определенный курс занятий?
Какая проблема у ребенка? Количество занятий определяется индивидуально. Обычно требуется не менее 5 занятий