(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Что делать, если ребенок начал заикаться

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Что делать, если ребенок начал заикатьсяНарушение плавности речи опасно тем, что ребенок с трудом передает свои мысли и желания, а его собеседник не может правильно понять его. В результате сильно страдает развитие личности заикающегося ребенка. Он стесняется говорить, становится замкнутым, робким, боится и всячески избегает общения, у него мало друзей.

Между тем, благоприятный прогноз дается в 50-80% случаев. Чем раньше была начата коррекция, тем выше вероятность полного избавления от дефекта. Лечением занимаются психиатр, психотерапевт, невролог и логопед. Тактика коррекции подбирается в зависимости от того, как давно возникло заикание. Если оно началось не более двух месяцев назад, то его называют начальным, или инициальным, если времени прошло больше, говорят об закрепившемся заикании. Важно учитывать причину заикания: было ли оно острым после психической травмы или же начиналось постепенно, в течение нескольких месяцев, без видимых причин.

Главная задача родителей – помочь заикающемуся ребенку обрести чувство защищенности и нормальное эмоциональное состояние. Важно понимать, что заикание – это не отдельный дефект речи, который существует сам по себе, это проявление общего невроза. У заикающихся малышей часто наблюдается плохой аппетит, скованность движений или, наоборот, излишняя подвижность, стеснительность. Нарушения механизмов торможения и возбуждения хорошо заметны даже неспециалисту.

Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

Как вы можете помочь своему ребенку справиться с заиканием?

Индивидуальную программу коррекции составляют врачи и логопед, однако родители играют в этом процессе не менее важную роль, ведь они находятся с малышом каждый день.

1. Создайте ребенку комфортную, безопасную для психики обстановку!

Например, если травма, спровоцировавшая заикание, произошла в детском саду, постарайтесь перевести ребенка на домашний режим хотя бы на два месяца. Избегайте посещения шумных мест (туда вообще лучше не водить ребенка до 6 лет), частого просмотра телевизора, контакта малыша с людьми и предметами, которых он боится. Ни в коем случае не ссорьтесь и не разговаривайте на повышенных тонах в присутствии ребенка. Если причина в ночных кошмарах, попросите педиатра выписать легкое успокоительное, поставьте детской ночник, подарите игрушку-защитника. Ребенок должен чувствовать себя полностью защищенным. Уберите из поля зрения все, что вызывает у него страх.

2. Помогите ребенку изменить манеру речи

При начальном заикании специальных занятий для улучшения речи не проводится, упор делается на изменение манеры речи. Без помощи родителей здесь не обойтись, ведь дети говорят, подражая взрослым. Старайтесь говорить медленно, желательно, короткими простыми, эмоционально нейтральными предложениями. Употребляйте простые слова, хорошо знакомые ребенку. Говорите и читайте почти нараспев, широко, медленно и плавно открывая рот. Примерно через 10-14 дней ребенок начнет неосознанно подражать вам, через два месяца вы заметите, что запинок в его речи станет намного меньше. Крайне важно, чтобы подобного речевого режима придерживались не только родители, но и все окружающие ребенка взрослые. Именно показывайте медленную, певучую речь, а не просите ребенка говорить помедленнее, такая просьба скорее указывает на его ошибки, а не на ваше желание помочь.

3. Не провоцируйте ребенка на речь

Наоборот, нужно перестроить детский режим дня таким образом, чтобы потребность в речи возникала как можно реже. Игры и занятия не должны требовать немедленного или развернутого ответа. Реже обращайтесь к ребенку с просьбами, не начинайте разговор первыми. Замечено, что заикающиеся дети во время игры или разговора с самим собой, говорят почти без запинок. Исключение составляют ситуации, когда требуется немедленное действие: одеться, отойти с дороги и пр., старайтесь произносить приказы веселым, бодрым голосом.

Читайте также: Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин

4. Избегайте любых перемен и сохраняйте спокойствие

Ведите обычный образ жизни, старайтесь придерживаться определенного распорядка дня. Жизнь в системе дает чувство покоя и защищенности. Читайте знакомые книги, играйте с привычными игрушками. Если не получается совсем исключить телевизор или планшет, старайтесь, чтобы ребенок смотрел спокойные мультфильмы с известным ему сюжетом. Любые перемены доставляют малышу с ослабленной нервной системой, много беспокойства. Старайтесь и сами не подавать виду, что заикание вас как-то тревожит. Помните золотое правило: спокойные родители – спокойные дети.

5. Приобщайте ребенка к спокойным занятиям

Врачи советуют приучить малыша к настольным играм (бродилки, конструктор, лото, мозаика, рисование цветным рисом и пр.), привлекать по мере возможностей к домашним делам, которые можно выполнять без спешки. В качестве фона для игр можно ставить спокойную классическую музыку. Все это будет способствовать укреплению нервной системы. Очень полезны занятия музыкой, танцами, плаванием, игры с песком и водой, игры на дыхание (мыльные пузыри, рисование блоупенами, задувание свечей и пр.).

Важно понимать, что для заикания характерна волнообразность. В периоды ухудшения рекомендуются вышеописанные неречевые занятия. Когда у ребенка наступит видимое улучшение, то следует как можно больше работать над улучшением речи. Вам помогут следующее времяпровождение:

  • домашний кукольный театр,
  • пересказ коротких историй,
  • сюжетные картинки (например, по книгам В. Сутеева);
  • чтение по слогам – это приучит ребенка видеть ритмический рисунок слова;
  • пение – пропевайте слоги, слова, знакомые стихи, песенки, все, что угодно.

Хвалите ребенка за каждый маленький успех. Занятия должны быть частыми и регулярными.

Посещать логопеда рекомендуется с трех лет. Нередко у детей с заиканием наблюдается задержка речевого развития, поэтому нужно обязательно обогащать словарный запас, овладевать грамматическим строем языка. Занятия в малых группах предпочтительнее индивидуальных, поскольку заикание – это нарушение прежде всего коммуникативной стороны речи.

Дата публикации: 10.09.2019. Последнее изменение: 28.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных